Вслед за днем памяти святого преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, установлен праздник Собора Радонежских святых, в память о святых сродниках, учениках и собеседниках преподобного Сергия, а также святых иноках Троице-Сергиевой обители.
Преподобный Варнава Гефсиманский, в миру Меркулов Василий Ильич, родился 24 января 1831 года в селе Прудищах Венёвского уезда Тульской губернии, седьмым ребенком у крепостных крестьян Ильи и Дарьи Меркуловых. Родители нарекли его в честь святого Василия Великого. Спустя некоторое время крепостных перевели другому помещику, в село Нару Фоминскую Верейского уезда, что под Москвой. Юношу Василия обучали слесарному делу и не препятствовали ему много времени проводить в Зосимовой пустыни. Там он встретил монаха Геронтия, который стал его духовником.
Задолго до первого паломничества в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру Василий обучился в школе псаломщиков. Еще будучи отроком он чудесным образом избегал увечий в смертельных опасностях (однажды он попал под экипаж, а позже упал с печи). Во время приступа тяжелой болезни удушливый кашель заставил его приподняться на постели, и в этот момент отрок увидел юношу в светлом одеянии, который, перелистывая книгу, ласково и кротко смотрел на него. Явление ангела подтвердилось мгновенным исцелением – боль утихла, словно и не было болезни. В 1850 году, побывав вместе с матерью побывал на богомолье в Лавре и приложившись к мощам преподобного Сергия, юноша окончательно выбрал свой путь и решил поступить под покров святой обители.
Ни помещик, ни, тем более, родители не препятствовали Василию в его выборе. В 1851 году юноша поступил в Лавру, а годом спустя, по благословению монаха Геронтия, в схиме принявшего имя Григорий, он перешел в Гефсиманский скит. 17 ноября 1856 года Василий Меркулов получил отпускную грамоту от помещика и 23 декабря 1857 года стал послушником в Скиту. Исполнял он послушания слесаря, работал за свечным ящиком, читал Апостол и поучения из Пролога. В 1859 году был переведен он в Пещерное отделение Скита, где водил богомольцев и исполнял послушание келейника у старца монаха Даниила.
Первый наставник Василия, схимонах Григорий незадолго до своей смерти возвестил ему волю Божию. Подавая послушнику две просфоры, он сказал: "Сим питай алчущих, словом и хлебом, тако хощет Бог!" Старец поведал и еще одно предназначение: Василием должна будет создана обитель, далеко от Москвы, и Сама Царица Небесная попечется о ней, укажет и место ее. Во имя Её и должна быть освящена обитель. Так и случилось. В конце 1863 года Василия отправили в село Выксу Нижегородской губернии, чтобы отыскать место для будущей обители. На некотором удалении от села, в глухих муромских лесах, он избрал уединенное место и после горячей молитвы сотворил поклоны на все четыре стороны, вкопал на месте будущей обители крест.
С благочестием исполнив одно из своих предназначений, предсказанных схимонахом Григорием, Василий вступил на подвиг монашества. По смерти старца Даниила, 20 ноября 1866 года послушник был пострижен в монашество строителем Гефсиманского скита иеромонахом Анатолием с наречением в честь святого апостола Варнавы («сын утешения») . 29 августа 1871 года был рукоположен во иеродиакона в Николо-Угрешском монастыре епископом Дмитровским Леонидом (Краснопевковым). 20 января 1872 года был рукоположен во иеромонаха в Высокопетровском монастыре епископом Можайским Игнатием (Рождественским). 24 января 1873 года наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобный Антоний (Медведев) утвердил отца Варнаву народным духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита. Вскоре он также стал и братским духовником пещер, а в 1890 году - духовником всего скита.
Чуткое и доброе сердце, глубокая рассудительность и стремление помочь каждому, кто обращается за советом, - именно так описывают старца те, кому посчастливилось побывать у него. Особое отеческое попечение преподобного Варнавы о всех, к нему приходящих, видно и из обращения его: всех он называл «сынок», «деточка». Каждый день к нему приходили от пятисот до тысячи человек – и для каждого находились слова утешения и вразумления.
Паломники отмечали особую "духовную трезвость", "мягкость" и осторожность в его пастырской практике. По молитвам подвижника разрешались семейные неурядицы, происходило множество исцелений. Одним из ярких случаев стало исцеление крестьянина М. Я. Сворочаева. Однажды к старцу приехала жена разбитого параличом крестьянина Михаила Сворочаева, она просила помолиться о несчастном, который вот уже десять лет как прикован к постели. Старец Варнава благословил женщину и сказал: "Молись раба Божия, молись: Господь милостив – встанет твой муж..." Вернувшись домой, женщина восславила Господа: исцеленный муж вышел встречать её на крыльцо.
Вся жизнь преподобного сочетала в себе строгий монашеский подвиг и неустанное служение людям, на виду у которых он находился почти целый день. Блаженное успение святого так же прошло почти на виду у исповедников, но в тайне. 17 февраля (по старому стилю) 1906 года преподобный принимал исповедь в Успенской домовой церкви Сергиево-Посадского дома призрения Троице-Сергиевой Лавры. По совершении Таинства старец с крестом зашел в алтарь, где пред престолом и предал душу в руки Божии. 21 февраля при большом стечении братии и духовных детей честные останки его были похоронены в Иверской часовне Черниговского скита, за алтарём пещерной церкви Архангела Михаила.
По предсказанию преподобного, вскоре пронесся над Россией вихрь безбожия. Гефсиманский и Черниговский скиты закрыли, а тело святого несколько раз переносили: сначала на Вознесенское кладбище, затем на Никольское кладбище, а в 1968 году - на "северное" Загорское кладбище.
В 1989 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о канонизации иеромонаха Варнавы. После изучения материалов председатель комиссии по канонизации митрополит Крутицкий Ювеналий доложил о возможности прославления. 30 сентября 1994 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил письмо наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Феогносту (Гузикову), в котором сообщил, что комиссия единогласно пришла к выводу о возможности причисления иеромонаха Варнавы к лику месточтимых святых Московской епархии в сонме Радонежских святых. Торжественное прославление было совершено в праздник Собора Радонежских святых в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры патриархом Московским и всея Руси Алексием. Днём памяти был установлен день кончины 17 февраля. Впоследствии имя преподобного Варнавы было также включено в Собор Нижегородских святых. 19 июля - день памяти в Соборе Радонежских святых.