В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень.
Церковь воспоминает крестные страдания и Святое Христово Воскресение, прославляя святой Крест и готовя нас ко дням Страстной седмицы, неся укрепление верующим в прохождении полного испытаний поприща поста. Поклонение Кресту Господню напоминает нам о том, что путь к Воскресению лежит через крест, а спасение души невозможно без борьбы с грехами, без скорбей и страданий.
Вынос Креста на середину храма для поклонения происходит на утрени, в конце великого славословия. При пении трисвятого настоятель водружает Крест на голову. Совершается вынос креста. Священство исходит северными дверями и обходя храм по периметру против часовой стрелки. По обхождении храма священнослужитель, несущий Крест, поднимается на амвон и подходит к царским вратам, творит крест в царских вратах, возглашая “Премудрость, прости!”. Хор начинает петь тропарь “Спаси Господи люди Твоя…”. Крест остается для поклонения в течение всей недели до пятницы, когда после часов перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными.
Святитель Игнатий Брянчанинов указывает на то, что для каждого человека крест свой: будь то скорби или страдания, недуги, переносимые нами; добровольно взятые на себя благочестивые подвиги. Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в Крест Христов.
С горячей молитвой прибегаем мы ко Господу, дабы ниспосланы были нам силы пронести крест свой. Так увещевал на подвиг послушника Василия, преподобного Варнаву Гефсиманского, старец Григорий, с которым они когда-то пришли в Черниговский скит: «Не сетуй на тяжесть креста: тебе будет Господь помощник. Без помощи Божией крест неподъемен, но ты, чадо, в день скорби возверзи печаль твою на Господа, и Той тебя утешит».