19 августа (6 по старому стилю) Церковь молитвенно празднует день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Повествование о Преображении Господа на Фаворе ведется в Святом Евангелии (Мф. 17:1-13, Мк 9:2-13, Лк. 9:28-36). Спаситель в сопровождении апостолов Петра, Иакова и Иоанна поднялся на году Фавор. Там, когда Он молился, лик Его просиял как солнце, и одеяние Его стало бело как снег. И Он беседовал с явившимися к Нему святыми пророками Моисеем и Илией. Апостолы также стали свидетелями того, как белое облако спустилось на гору, и Божественный глас произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5).
До Преображения Господа нашего Иисуса Христа не только простой народ, но и апостолы не могли в полной мере осознать, что Он не обычный царь земной, принесший им благополучие и славу в этом мире, а Сын Божий.
Явление пророков указало ученикам Христовым на заблуждения некоторых современников, которые принимали Спасителя за Илию или за одного из пророков.
При устах двух или трех свидетелей считалось твердым всякое слово (Втор. 17, 6), поэтому три ученика избраны для засвидетельствования о событии преображения Иисуса Христа. Однако по возвращении Спаситель запретил апостолам Петру, Иакову и Иоанну рассказывать о случившемся до тех пор, пока Он не восстанет из мертвых, чтобы обычные люди не соблазнились бы. Апостолы же затем, видя добровольные страдания Христа, не убоялись проповедовать веру истинную миру во спасение.
Преображение празднуется в августе, а не ранней весной, как следует из хронологии, то есть не за 40 дней до распятия Спасителя. Иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. Церковью установлена дата праздника Преображения за 40 дней до Воздвижения Креста Господня, когда вспоминаются Христовы страсти и Его страдания на кресте.
Одной из особенностей богослужения праздника Преображения является освящение винограда, который в древности христиане жертвовали в храм для совершения таинства Евхаристии. В центральной полосе России к середине августа обычно поспевают яблоки и иные фрукты и овощи. Их благочестивые прихожане обычно и приносят в храм для освящения, дабы возблагодарить Господа за ниспослание нам хлеба насущного.