Происхождения Честных Древ Креста Господня
1 августа (14 по новому стилю) - первый день Успенского поста.
История праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня берет свое начало в Византии. В древние времена на август в этой местности часто приходилась самая тяжелая пора многочисленных болезней. В Константинополе утвердился обычай не только усердно молиться, но и выносить часть Честного Древа Креста из домовой церкви императоров на улицы для поклонения людям, которые испрашивали исцеления не только телесного, но и душевного.
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Кроме того, в этот же день в 1158 году было установлено молитвенно празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице. На эту дату пришлась победа войска святого благоверного князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами. После сражения князь и его соратники сподобились чудесного явления: от находившихся в стане Честного Креста и иконы Божией Матери, перед которыми обычно совершались молебны, снизошли яркие лучи, осветившие всю дружину.
1 августа (14 по новому стилю) Святая Церковь также воспоминает исповеднический подвиг семи мучеников Маккавеев, учителя их Елеазара и матери Соломонии. Святые жили во II веке до Рождества Христова, когда еврейский народ был порабощен языческим императором Антиохом Эпифаном, насаждавшим эллинские культы. За твердое исповедание веры Христовой ученики, их наставник и мать претерпели страшные мучения, но не отреклись от веры.
На Руси в этот день освящают мед нового урожая. Зародилась эта традиция много позже установления самого праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня. Благочестивые христиане стремились посвятить Богу часть трудов своих и потому не просто приносили добытый своими руками мед на освящение, но и оставляли часть в церкви.