Рождество Христово
7 января (25 декабря по старому стилю) Святая Церковь празднует Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Событие Рождества Христова произошло в городе Вифлееме, когда местность та, как и многие другие земли, входила в состав Римской Империи. По велению императора Августа в те времена производилась подомовая перепись населения, и многим жителям нужно было вернуться в праотеческие места. Как повествует святой евангелист Лука, Пресвятая Дева Мария и святой Иосиф, бывшие из рода Давидова, должны были вернуться из Назарета в Вифлеем.
Весь мир, как и сейчас, жил в обычной суете. Все места в гостиницах уже были заняты на момент прибытия Преблагословенной Девы и святого Обручника Иосифа в город - и им пришлось остановиться в пещере, предназначенной для стойла. Именно там и произошло великое чудо Боговоплощения.
Спасителю угодно было прийти в этот мир не в удобствах знатного дома, а в известняковой пещере, служившей стойлом для домашнего скота: «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:6-7).
Христос родился глубокой ночью, когда весь мир, устав от житейских забот спал. Лишь три пастуха бодрствовали, за что удостоились возможности первыми прийти и поклониться Богомладенцу. Как повествует святой апостол Матфей, прибыли к пещере и языческие волхвы Бальтазар, Каспар и Мельхиор, наученные, как говорится в тропаре праздника, Вифлеемской звездой и принесшие свои дары: ладан (как Богу), смирну (как Спасителю, Ставшему Сыном Человеческим) и золото (как Царю Иудейскому). По преданию Церкви, впоследствии эти язычники стали христианами и проповедовали Евангелие.
В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа еще с апостольских времен установлен Церковью этот великий праздник. Ранее он воспоминался в один день с Богоявлением. Сейчас же от Рождества Христова до Крещенского сочельника идут святые дни, именуемые Святками.
В эти праздничные дни, когда воспоминается непостижимое чуде Боговоплощенья и все события, связанные с ним, мы обычно дарим друг другу подарки. Так мы проявляем любовь к ближнему своему. В Византии, дабы радость о родившемся Богомладенце разделили все люди, было принято приносить подарки в тюрьмы, больницы, дома малоимущих, дабы занимать святые дни не праздными увеселениями, а добрыми делами, принося пришедшему в этот мир Спасителю свои посильные дары: злато любви, ладан молитвенного поминовения и смирну беззаветного служения ближним.
В этот радостный и светлый день торжественное Богослужение в соборе Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери возглавил настоятель Гефсиманского Черниговского Скита архимандрит Дамиан в сослужении братии.
На литургии в этот день вместо обычной проповеди настоятелем оглашается Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этом году Святейший обращается к нам с такими словами: «Не тесно Богу в сердце человека, если оно исполнено любви. «Делатель любви будет сожителем Ангелов и со Христом воцарится», — свидетельствует преподобный Ефрем Сирин (Слово о добродетелях и пороках, 3). Пусть святые дни праздника станут для нас особым временем для совершения добрых дел. Используем эту благодатную возможность и прославим Рождшегося Иисуса Христа, явив милосердие к ближним, оказав помощь нуждающимся, утешив скорбящих и, может быть, в первую очередь тех, кто страдает от коронавирусной инфекции или ее последствий.
Да просветит Господь светом познания Своего народы земли, да благословит их миром и да поможет всем нам осознать общую ответственность за настоящее и будущее планеты. Да ниспошлет Родившийся Богомладенец любовь и согласие в наши семьи, да оградит молодежь нашу да и всех нас от грехов и опасных ошибок. Еще раз сердечно поздравляю вас, мои дорогие, со светозарным праздником Рождества Христова и желаю всем крепкого здоровья, неоскудевающей радости и щедрой помощи от Бога — Света истинного, Иже просвещает всякого человека, грядущаго в мир (Ин. 1:9)».