В субботу пятой недели Великого поста Святая Церковь совершает торжественную благодарственную Похвалу Пресвятой Богородице.
В «Повести о неседальном» (об акафисте Пресвятой Богородице), в конце Триоди постной, поясняется, что данное празднование установлено в память избавления Константинополя от осады персов и аваров в 626 году, когда впервые в храме Пресвятой Богородицы во Влахернах, близ Константинополя, читался Акафист. К X веку относится свидетельство о пении Акафиста в субботу 5-й седмицы Великого поста. Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранилась чудотворная икона Божией Матери и Ее риза с поясом. Позднее праздник был внесен в уставы иных монастырей и церковные богослужебные книги, с тех пор сделавшись общим для всей Восточной Церкви.
Читается Акафист на утрене, в пятницу вечером. Особенностью богослужения является то, что Акафист прочитывается не весь сразу: чтение делится на четыре, по 3 икоса и 3 кондака. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака «Взбранной Воеводе». На каждое чтение священнослужители выходят через Царские врата на середину храма.
На первую половину VI века в Византии приходится расцвет особого вида церковной гимнографии – кондака, обычно состоявшего из 18-30 строф (икосов). Акафист ко Пресвятой Богородице является разновидностью такого кондака. Он начинается с проимия (греч. проимион - вступление) и содержит 24 песни, которые расположены по порядку букв греческого алфавита. В первом Акафисте отдельно следовал кукулий (греч. кукулион - капюшон, то есть накрывающий строфы). В русской традиции сложился обычай причислять кукулий к кондакам (в нынешнем понимании – краткой хвалебной песни, наряду с икосом – пространной песнью), из-за чего их число возрастает до 13.