ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Светлое Христово Воскресение - праздников Праздник и Торжество из торжеств.
Праздничная служба, совершаемая в ночь с субботы на воскресенье, полна радостного ликования о воскресшем Спасителе. Под пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», начинается крестный ход, символизирующий собою шествие жен-мироносиц, отправившихся ко Гробу Спасителя и извещенных о Его Воскресении перед входом в гробовую пещеру. В память этого пасхальная заутреня начинается на улице, пред затворенными дверьми храма, а возглавляющий службу священник знаменует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.
На заутрени поется Пасхальный канон святого Иоанна Дамаскина, возвещающий о наступлении Новой Пасхи. Каждая песнь начинается священником в алтаре, и каждый раз, во время попеременного пения ее хорами, он кадит весь храм, держа в левой руке трехсвечник и крест. «Христос воскресе!» – обращается священник к народу, и весь храм торжественно отвечает: «Воистину воскресе»!
Затем читается огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста. В алтаре переоблачаются из белых облачений в красные.
По заамвонной молитве совершается чин освящения артоса, который остается в храме всю Светлую седмицу, а также выносится на крестный ход, бывающий на этой праздничной неделе каждый день.
О величии совершаемого ныне Торжества говорят все святые. В своем «Слове на Святую Пасху» святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Прежде пришествия Христова и крестного домостроительства (нашего спасения) самое название смерти было страшно. Так первый человек за великое наказание услышал следующий приговор: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17). И блаженный Иов назвал ее тем же именем, сказав: «смерть... мужу покой» (Иов.3:23). И пророк Давид сказал: «смерть грешников люта» (Псал.33:22). И не только смертью называлось разлучение души с телом, но и адом. Послушай, что говорит праотец Иаков: «сведете старость мою с печалию во ад» (Быт.42:38); также пророк: «преисподняя… раскрыла пасть свою» («разверзе ад уста своя») (Ис.5:14); и еще другой пророк говорит: «Ты избавил душу мою от ада преисподнего» («избавил еси... мя от ада преисподнейшаго») (Пс.85:13); и во многих местах Ветхого Завета найдешь, что переселение отсюда называется смертью и адом. Когда же Христос Бог наш принесен был в жертву и совершилось воскресение, то человеколюбивый Владыка отменил эти названия и ввел в нашу жизнь новое дивное устройство: переселение отсюда уже называется вместо смерти успокоением и сном. Откуда это видно? Послушай самого Христа, который говорил: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» («Лазарь друг наш успе: но иду, да возбужу его») (Иоан.11:11). Как для нас легко пробудить и поднять спящего, так для общего всех нас Владыки легко воскресить».
Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Воскресению Христову верят премногие-многие, но мало таких, которые бы чисто зрели его. Те же, которые не зрят так Воскресения Христова, не могут поклоняться Иисусу Христу, яко Господу. Почему священная песнь, которую часто имеем мы в устах своих, гласит: «Воскресение Христово..», не «веровавше», а что? «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному». Как же это Святой Дух подвигает нас петь: «Воскресение Христово видевше», то есть что мы видели Воскресение Христово, – когда мы не видали его, так как Христос воскрес больше тысячи лет прежде, да и тогда никто не видал, как Он воскрес? Уж не хочет ли песнь церковная научить нас говорить ложь?! Да не будет! Перестань злословить! Напротив, она завещала нам возглашать сими словами совершенную истину, напоминая о том Воскресении Христовом, которое бывает в каждом из нас, верных, и бывает не просто, но светоносно, блистая сияниями Божества Его и нетления. Светоносное присутствие Духа показывает на совершившееся в нас Воскресение Господне, и еще паче – дает нам благодать видеть Самого воскресшего Христа Господа. Почему и поем: «Бог Господь и явися нам» (Пс.117:27); и, желая показать второе Его пришествие, прибавляем вслед за тем: «благословен Грядый во имя Господне» (Пс.17:26). Итак, в тех, в которых явился Христос воскресший, всеконечно Он и виден бывает духовно, и видится духовными очами. Ибо когда приходит в нас Христос благодатию Святого Духа, то воскрешает нас из мертвых, какими бываем дотоле, и животворит, и делает, что мы видим в себе живым Его Самого, бессмертного и нетленного. И не только это, но Он дает нам благодать и такую, что мы ясно познаем, как Он воскрешает нас и прославляет вместе с Собою, как удостоверяет все Божественное Писание».
На Литургии вместо обычной проповеди читается Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви:
«…Для свидетельства о Воскресшем Спасителе вовсе необязательно идти или ехать куда-то далеко, подобно апостолам, по всему миру распространившим пасхальную весть. Вокруг нас немало людей, которые нуждаются в живом примере христианской веры, действующей любовью (Гал. 5:6). Бог не требует от нас непосильных подвигов. Он лишь просит нас являть любовь друг к другу, помнить, что так мы оказываем любовь и Ему тоже. Добрая улыбка, внимание и чуткость к тем, кто рядом, вовремя сказанные слова утешения и поддержки порою могут стать самыми важными делами, которые мы имеем возможность совершить ради Воскресшего Христа.
И сегодня, когда мир раздираем конфликтами и противоречиями, а в сердцах многих людей поселились ненависть, страх и вражда, особенно важно не забывать о своем христианском призвании и проявлять настоящую любовь к ближним, которой только и исцеляются раны, нанесенные злом и неправдой. Мы не должны поддаваться искушению врага рода человеческого, стремящегося разрушить благословенное единство между православными христианами. Горячо молю Победителя смерти Господа Иисуса и прошу вас также возносить к Нему сугубые молитвы, дабы все средостения были преодолены, восторжествовал прочный мир, а раны разделений были бы уврачеваны Божественной благодатью.
Поздравляя всех с праздником Пасхи, призываю на вас благословение Христа Воскресшего и желаю вам, дорогие мои, неоскудевающей светлой пасхальной радости, укрепляющей нас в вере, надежде и любви. Дай Бог, чтобы этот свет никогда не угасал в наших сердцах, чтобы он всегда светил миру (Мф. 5:14). А мы, освящаясь неустанно словом Божиим — чтением Евангелия, и приобщаясь Божественной благодати через участие в Таинствах Церкви, неуклонно возрастали в познании Господа и утверждались в исполнении Его заповедей, дабы люди, видя свет наших добрых дел, прославляли Отца нашего Небесного (Мф. 5:16) и вместе с нами радостно свидетельствовали, что
ВОИСТИНУ ВОСКРЕС ХРИСТОС!