В Великую Пятницу, когда воспоминаются Крестные страдания Спасителя, смерть и Его погребение, Литургия не служится, ибо Сам Господь сегодня приносит Себя в жертву. В третьем часу дня совершается вечерня, в воспоминание о снятии с Креста тела Христова и Его погребения. При пении тропаря «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое» священнослужители поднимают Плащаницу с престола, как с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице).
На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.
В этот день, когда Спаситель претерпел Крестные страдания, к правителю Иудеи пришел Иосиф Аримафейский, дабы испросить разрешения на погребение тела Христова. Благочестивые мужи сняли тело Спасителя с Креста, помазали благовониями, обвили плащаницей и отнесли в новый гроб – пещеру, высеченную Иосифом Аримафейским для собственного погребения.
Первосвященники и фарисеи, нарушая собственные же законы, в субботний день пришли к правителю Иудеи, чтобы установить охрану для гроба. Придя на Голгофу, к пещере, где пребывало тело Спасителя, они внимательно осмотрели гроб, привалили обратно большой камень ко входу и поставили на нем печать синедриона, заставив воинскую стражу охранять место это.
В Синаксаре, сборнике изречений из писаний святых отцов и церковных преданий, на Святую Великую Субботу говорится: «Святая Четыредесятница превосходит все остальные дни в году; но больше ее Великая седмица, а из дней Великой седмицы наибольший — великая сия и Святая суббота. Седмица эта зовется Великой не потому, что дни или часы ее длиннее обычных, но потому, что в течение ее, и особенно сегодня, совершены были великие, естество превосходящие чудеса и небывалые деяния Спасителя нашего. Ибо как при первом миротворении Бог, всякое дело исполнив и напоследок, в день шестой, после того, как создал наиважнейшее, то есть человека, в седьмой день почил от всех дел Своих и освятил его, назвав «субботой» (что в переводе означает «упокоение»), так и при созидании духовного мира, превосходно все исполнив и в шестой день заново воссоздав падшего человека и обновив его Живоносным Крестом и Своею смертью, в нынешний, седьмой день упокоился Он полным упокоением от дел, уснув естественным для всего живого и спасительным сном».