…глас Ангелов многих окрест Престола Божия
(Откр.5:11)
Собор Архистратига Михаила и прочих честных Небесных Сил бесплотных Православная Церковь празднует 21 ноября по новому стилю(8 ноября по юлианскому календарю).
Однажды Люцифер, что в переводе означает «светоносный», – самый прекрасный и сильный из сотворенных Богом ангелов – посчитал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. Вместе с ним это роковое для них решение приняла третья часть всех ангелов. Между мятежными и верными духами (которых возглавил архангел Михаил) произошел конфликт, описанный в Священном Писании следующим образом: "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним" (Откр.12:7-9). Так Денница стал сатаною, соблазненные им ангелы – бесами. А Церковь в честь победы над отпавшими от Бога духами празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил.
Слово «ангел» означает «вестник», потому, что они возвещают людям волю Божию. Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением, и который в точности исполнит то поручение. Ангелы обитают везде. Но преимущественно на небе, вокруг Престола Божия.
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Среднюю Ангельскую иерархию составляют Господства, Силы и Власти. В низшую иерархию входят Начала, Архангелы и Ангелы.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом, святой Архистратиг Михаил. Священное Писание, повествуя о явлении Ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, – по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них – Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан.8:16, 9:21; Лк.1:19-26). В книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов.12:15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь Архангелов, главный из которых является Архангел Михаил. Имя Михаил – на еврейском значит «Кто, как Бог». Верный служитель Божий, он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. По Церковному преданию, выраженному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях, помагал в сражениях (Нав.5:13-16). Ангелы Божии, как воины, стоят на страже жизни людей и помогают нам в священной борьбе со злом, пока живы мы, они наши хранители, защитники и руководители, по смерти же нашей – на Страшном суде – будут неумолимыми исполнителями праведного о нас определения Божия. Мы знаем из Священного Писания, что в день Страшного суда Господня, когда придет Сын Человеческий в славе Своей и все святые Ангелы с Ним, пошлет Господь Ангелов собрать по всему миру и сжечь плевелы (прообраз грешников), а пшеницу – то есть избранных верных чад Своих – убрать в житницу Его, то есть в Царствие Небесное.
По слову священномученика Фаддея (Успенского): «Ангелы непрестанно служат нашему спасению вместе со святыми людьми Божиими, даже более о нем радуются и заботятся, чем сами люди. И в нашей жизни как непрестанны и превосходны действия Ангелов! Ведь они постоянно желают проникнуть тайну нашего спасения, они, как хранители, окружают каждого из «малых сих», они радуются о каждом грешнике, кающемся более, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии; для них Господь устрояет трапезу духовного веселия, как для друзей Своих ближних, когда кто-либо из людей, подобно блудному сыну в притче, мертв был и ожил, пропадал и нашелся. Из них Господь хочет составить единую с нами Церковь – земную и небесную, сделать нас друзьями и сожителями Ангелов».
Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему.
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, приблизительно в 360 году.