“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

№ 14. О христианском погребении усопших

Ни для кого не секрет, что представляет собой погребение усопшего (умершего). Но в чем заключается христианское погребение усопшего, и чем может отличаться от простого обряда погребения? Прежде всего, следует отметить, что христианское погребение представляет собой особое, благодатное священнодействие, которым православные христиане провожают умерших из земной жизни в жизнь вечную, благоговейно придавая земле их тела.

Безусловно, для христианского чинопоследования погребения необходимо, чтобы почивший человек был христианином, т.е. при жизни принял Таинство Крещения.

С первых дней становления Церкви Христовой, погребение, будучи прямой необходимостью, стало играть важнейшую роль в жизни христианской общины. «Стефана же погребли мужи благоговейные и сделали великий плачь по нем» (Деян. 8: 2)

Христианский обычай погребения почивших отличается, главным образом, верою во всеобщее телесное воскресение умерших (Ис. 26:19; Рим. 8:11; 1 Kop. 15:42-44, 52-54; Флп. 3:21), а также особым отношением к телу христианина как к храму Божию (1 Кор. 3:16). «В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII, 7). Руководствуясь этим и учитывая древнюю традицию, Священный Синод признает нормой захоронение усопших христиан в земле. Однако, если «такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего.

После кремации прах должен быть предан земле» (Решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 05.05.2015 г. // Журнал Nº 30). Вместе с тем, не лишаются молитвы и те чада Церкви, чьи тела в силу обстоятельств нашли свое упокоение в водной стихии, безвестно пропали во время землетрясений и различных катастроф. Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20, 13). При этом стоит помнить, что многие святые мученики Христовы, как в древние, так и в недавние времена, не были погребены должным христианским образом, не были отпеты и не получили никакого молитвенного напутствия.

Необходимо помнить, что умышленные самоубийцы лишаются христианского погребения. Самоубийство, совершенное обдуманно и сознательно, Церковь признает столь же тяжким грехом, как и убийство. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий. Следовательно, тот, кто самовольно лишает себя жизни, кощунственно отвергает этот дар. В особенности это нужно сказать о христианине, жизнь которого вдвойне есть дар Божий — и по естеству, и по благодати искупления. Если же самоубийство совершено в припадке безумия, то отпевание такого человека совершается обычным порядком.

Следует отметить, что отпевание (чин погребения) бывает двух видов: очный и заочный. Очное отпевание сопровождается принесением тела усопшего христианина в храм или же приглашением священнослужителя с этой целью домой или в иное место. Соответственно, заочное отпевание совершается при отсутствии тела умершего и возможно лишь только в тех случаях, когда родственники не имеют иной возможности участвовать в погребении христианина, павшего на поле брани, или утонувшего при кораблекрушении, либо погибшего в результате авиакатастрофы, террористического акта или в иных чрезвычайных обстоятельствах, а также в ситуации многолетнего безвестного отсутствия при установлении факта смерти. Также следует обратить внимание на то, что заочное отпевание имеет место быть в отношении лиц, близкие которых не желают совершения над ними чинопоследования погребения (Решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 05.05.2015 г. // Журнал Nº 30).

Недопустимой является практика «выдачи земли» и «выдачи разрешительной молитвы» в отрыве от чина отпевания, совершаемого в присутствии родственников или близких почившего, о чем также свидетельствует решение Священного Синода.

«Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все воскресить в последний день. Воля пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу Его 6 последний день»

(Ин. 6,39 - 40)