“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”
святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Все поучения

№ 29. О молитве за усопших некрещенных младенцев

В повестку дня Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, одобренную Президиумом Межсоборного Присутствия, в ходе заседания 28 января 2015 года была включена тема «Молитвенное попечение Церкви о некрещеных». Разработка темы была поручена комиссии по богословию совместно с комиссиями по вопросам богослужения, по вопросам церковного права, по вопросам отношения к инославию и другим религиям.

14 июля 2018 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения» (журнал Nº 60). Данный документ был подготовлен Синодальной богослужебной комиссией.

Эта тема также рассматривалась Священноначалием других Поместных Православных Церквей: Элладской, Кипрской, Православной Церквью в Америке.

Появление нового церковного чина обусловлено, в частности, тем, что, как отмечалось в документе «Молит ва Церкви о некрещеных», представленном в комиссию аппарата Межсоборного Присутствия в 2017 году: для отпевания младенцев, отошедших в мир иной уже крещеными, существует особое чинопоследование, прочих же почивших младенцев, в том числе скончавшихся во чреве матери, в Церкви не отпевают и не поминают за Божественной литургией. Однако то, что некрещеные младенцы не совершали личных грехов и не имели возможности сделать какой-либо нравственный выбор, отличает их от прочих усопших некрещеных людей. «Само по себе отпевание, - отвечает заместитель управляющего делами Московской Патриархии, член Синодальной библейско-богословской комиссии архимандрит Савва (Титунов), - это особое последование, которое содержит тексты, говорящие об усопшем члене Церкви. В текстах отпевания, в частности, содержится молитва к Богу с просьбой принять усопшего в Свое Царство, в том числе потому, что он являлся членом Церкви. Ведь мы знаем слова Спасителя: “если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3:5)».

В принятом последовании, напротив, речь идет, в первую очередь, об утешении родителей умершего младенца. Также из текста последования становится ясно, что мы просим о благой участи для умершего младенца, не предвосхищая то, какой она может быть.

Иными словами, последовании подчеркивается, что мы не знаем, какую участь уготовал Бог тем младенцам, которые умерли без Крещения, но просим, чтобы эта участь была благой.

По своему названию и намерению последование относится, скорее, к тем младенцам, которые умерли во чреве матери или же вскоре после рождения по тем или иным не зависящим от родителей причинам. Совершаться такое чинопоследование могло бы в храме без принесения гроба, но в присутствии родителей и ины х родственников, либо на кладбище при погребении. Учиты вая тот факт, что в тексте последования говорится и об утешении скорбя щих сродников, с просьбой о такой молитве может обратиться всякий, нуждающийся в утешении в связи с кончиной младенца. Кроме того, если с момента упокоения младенца прошло уже немало времени, но родители всё ещё нуждаются в молитвенном утешении, они также могут обратиться с просьбой о совершении чинопоследования.

Однако стоит помнить, что подавать имена некрещеных младенцев на проскомидию нельзя. Здесь будет уместно и полезно лично молиться о благой посмертной участи и жертвовать (в храм или нищим) ради усопшего.

Что же касается тех случаев, когда совершается аборт, т.е. намеренное убийство неродившегося младенца, вряд ли будет уместно молиться об утешении родителей. Тяжкий грех аборта требует, в первую очередь, покаяния со стороны родителей. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальная богослужебная комиссия, рассмотрев в двух заседаниях вышеуказанные последования, подготовила с частичным использованием содержащихся в них молитвословий текст «Последования об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения».

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие основные выводы:

  • ПОСЛЕДОВАНИЕ - НЕ ОТПЕВАНИЕ, А МОЛЕБНЫЙ ЧИН ДЛЯ УТЕШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ УСОПШЕГО МЛАДЕНЦА.
  • ИМЕНА НЕКРЕЩЕНЫХ МЛАДЕНЦЕВ НА ПРОСКОМИДИЮ НЕ ПОДАЮТСЯ. УСОПШИЕ ПОМИНАЮТСЯ В КЕЛЕЙНОЙ МОЛИТВЕ.
  • ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ СОВЕРШАЕТСЯ В ХРАМЕ В ПРИСУТСТВИИ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ИНЫХ РОДСТВЕННИКОВ БЕЗ ПРИНЕСЕНИЯ ГРОБА.