“Если бы всегда была отрада на душе, то мы бы забылись; а когда у нас ее нет, тогда начнем ее искать.”
Иеросхимонах Александр Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

№ 11. О прощеном воскресении

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя. 

(Преподобный Ефрем Сирин)

Великому посту, который также именуется Святой Четыредесятницей, предшествуют следующие подготовительные недели: О мытаре и фарисее, О блудном сыне, О Страшном Суде (мясопустная), а также седмица сыропустная (сырная, масленица).

Песнопениями последней подготовительной ко Святой Четыредесятнице сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей - вспоминается изгнание из Рая Адама и Евы. Завершается эта седмица Прощеным воскресением - сообразно с Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. После вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Для того чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи в одиночку расходились по пустыне на все сорок дней Великого поста и возвращались в монастырь лишь к Страстной седмице – в день празднования Входа Господня в Иерусалим, для общей молитвы. Такое странствие таило множество опасностей и потому некоторые из них могли не вернуться. Подвижники просили друг у друга прощения за все вольные и невольные обиды как перед смертью.

«Ближнего надо еще более любить тогда, когда он согрешает против Бога или против нас, ибо он тогда болен, тогда он в беде душевной, в опасности, тогда-то и надо помилосердствовать и помолиться о нем и приложить к его сердцу целительный пластырь - слово ласки, вразумления, обличения, утешения, прощения, любви». 

(Святой праведный Иоанн Кронштадтский)

На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. И государи просили прощения у своих подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

«Прощай согрешающему от сердца, с любовию: а между тем, если можешь и должен, исправляй его с благоразумием и также с любовию». 

(Святитель Филарет Московский)

Авва Дорофей говорил: «Вспомни, что и ты побеждаешься страстию гнева, и судя по своей собственной немощи, имей сострадание к брату твоему, благодари, что нашел случай простить другого, чтобы и тебе получить от Бога прощение в больших и более многочисленных (согрешениях); ибо сказано: отпущайте, и отпустят вам».

Если пренебрежем этой заповедью (о прощении), то какому подвергнемся осуждению, поступая вопреки словам своим, дерзая произносить слова молитвы: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», произнося их безрассудно и легкомысленно, накапливая для себя все больше (огня) гееннского и возбуждая против себя гнев Господа?