“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

№ 28. О святынях скита

Собор Гефсиманского Черниговского скита освящен в 1893 году в честь чудотворного образа Божией Матери «Черниговской Гефсиманской». В надпещерном храме находятся все основные святыни скита, выставленные на поклонение паломникам и богомольцам. Собор имеет три придела: основной, соответственно, в честь Гефсиманской Черниговской иконы Божией Матери; левый придел - Успенский, в честь Успения Божией Матери; и правый - в честь преподобного старца Варнавы Гефсиманского.

В соборе находятся два списка чудотворного образа Богоматери. Один из них, украшенный пожертвованиями благодарных христиан, можно увидеть возле распятия (в которое вложена Частица Животворящего Древа Креста Господня). Другой находится в Успенском приделе под величественной сенью.

Гефсиманская Черниговская икона была пожертвована в 1852 году, после чего от нее стали проистекать чудесные исцеления всех, с верою и искренней молитвой прибегающих за помощью христиан.

Первое чудесное исцеление произошло в 1869 году, когда икона пребывала еще в пещерном отделении. Не случайно, что прообраз этой иконы был обретен преподобным Антонием Печерским, родоначальником русского монашества и первым русским пещерником. Празднование иконы совершается 1 сентября (по ст. ст.) Здесь же, с левой стороны, находится особо чтима: икона Божией Матери «Нерушимая Стена» с проявляющимися ангелами.

Ближе к алтарю, в центральном приделе, пребывает список чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица» - благословение Святой Горы Афон, дар монастыря Ватопед.

Рядом с ней - камень от гроба Пресвятой Богородицы, доставленный из Гефеиманской пещеры в Палестине на благословение в новую северную Гефсиманию в 1850 году А. Н. Муравьевым.

В левом приделе находится рака с мощами преподобного Варнавы. Старец Гефсиманского скита был не только братским духовником, но и народным. Во исполнение завета своих наставников преподобный Варнава смолоду поступил на служение народу и с полным самоотвержением трудился до конца своей жизни, приняв от Бога дар прозорливости и исцеления от душевных и телесных недугов. В 1873 году был утвержден в звании народного духовника - ежедневно старец принимал у себя до 500 человек. Среди духовных чад при.

Варнавы были прп. Серафим (Муравьев) Вырицкий, еп. Трифон (Туркестанов), философ К. Н. Леонтьев, могила которого находится в некрополе скита, писатель И. С. Шмелев. В 1905 году старца Варнаву посетил император Николай II с семьей.

Преподобный почил 17 февраля (по ст. ст.) 1906 года в алтаре домовой Успенской церкви Сергиево-Посадского дома призрения пред престолом с крестом в руке.

Около раки находится мощевик с частицами мощей великомученика Георгия Победоносца, святителя Филарета, митрополита Московского, Киево-Печерских и других святых, в земле российской просиявших.

Рядом с мощевиком - икона святой блаженной Матроны Московской с частицей мощей.

По правую сторону от раки - иконы с частицами мощей: святых благоверных князей Муромских Петра и Февронии, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, преподобного Сергия Радонежского.

Пещерное отделение Скита включает в себя церковь во имя Архангела Михаила, освященную в 1851 году, с левым приделом святых преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (1899 г.); а также Иверскую часовню, прежние монашеские келии и источник.

В часовне во имя Иверской иконы Божией Матери находятся две гробницы: одна из них является первым местом захоронения преподобного Варнавы Гефсиманского; во второй поныне покоятся честные останки блаженного схимонаха Филиппа - основателя (или копателя) пещерного отделения при ските.

Он был хорошо известен как «блаженный Филиппушка», происхождением из крестьян Владимирской губернии, из богобоязненной семьи.

Принял подвиг странника, юродивого Христа ради. Поселившись в лесу за скитским прудом и получив благословение архимандрита Антония, он начал копать пещеры наподобие Киево-Печерских. Со временем, в пещерах стали собираться монашествующие, начали проводиться службы - образовалось небольшое пустынножительное братство. Впоследствии схимонах Филипп, ища уединения, ушел из пещер и основал неподалеку еще один небольшой монастырь - Боголюбскую Киновию (1858г.).

Боголюбская киновия (греч. киновия - «общежитие») - общежительный монастырь, который находится западнее скита на берегу Гефсиманских прудов. Она была построена на иждивение купчихи Логиновой и служила для погребения лаврской братии. На данный момент храм Киновии находится на реставрации. В нем также хранятся святыни: большая икона Божией Матери, именуемая «Боголюбская» пожертвована Наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископом Феогностом из Лаврской ризницы. Также в храме пребывает образ преподобного Андрея Боголюбского с частицей мощей.

-------------

' Л. Н. Муравьёв православный духовный писатель и историк церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт. После знакомства со святителем Филаретом, митрополитом Московским, стал его духовным чадом и собеседником на многие десятилетия; святитель оказал ограмное влияние и на его литературное наследие.