“Опасайтесь уныния, отгоняйте его молитвой.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

№ 12. О великом посте

Великий пост - путешествие духовное. Цель такого путешествия - Пасха. Он неразрывно связан с ней как духовное приготовление к Празднику праздников. Наши благочестивые предки называли Великий пост весной духовной, которая все оживляет, обновляет и воскрешает.

По заповеди Господней, вступать на подвиг поста мы должны не с унылым лицом, но с лицами бодрыми, как истинные воины Христовы, выступающие на борьбу с грехом при помощи и содействии благодати Божией.

Пост Великой Четыредесятницы - самый древний пост, восходящий к апостольским временам. Он был учрежден в подражание сорокадневному посту Спасителя (Мф. 4, 2). О его древности свидетельствует то, что только в период Великого поста не разрешается, кроме суббот и воскресений, совершение Бескровной Жертвы (т.е. полной Литургии). Также истоки Великого поста можно увидеть в пасхальном посте, который во II-III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в II в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. К концу IV - началу V веков уже повсюду в Церкви был принят 40-дневный Великий пост, хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения.

«Пост - матерь здравия, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешествующих, надежный сожитель супругам»

(Святитель Василий Великий)

Душевный пост начинается с хранения чистоты ума и отражения страстных мысленных налетов. При чистоте ума у человека не волнуются чувства и не мятутся желания. В нем царит глубокий внутренний покой и тишина, писал епископ Вениамин (Милов). Святая Православная Церковь предупреждает нас, что не будет нам пользы от воздержания телесного, если не соединим мы его с воздержанием духовным - от зла, от страстей, от терзающего нас греха. Но и телесный пост далеко не безразличен в духовной жизни каждого христианина! Некогда праотцы человеческого рода Адам и Ева чрез ядение запрещенного Богом плода лишились Божией благодати и были изгнаны из Рая.

В русской истории есть огромное множество благочестивых примеров воздержания, которые не только могут, но и должны служить нам в назидание и наставление, которым каждый православный христианин должен стремиться подражать. Так, например, преподобный Варнава Гефсиманский, всегда окруженный богомольцами, беседуя со своими духовными детьми, нередко оставался целый день без пищи. И только тогда, когда закрывались на ночь монастырские ворота, старец «обедал». Однажды после Божественной Литургии ему напомнили о необходимости поесть, на что иеромонах Варнава ответил: «Благодарю Господа! Я подкрепился Святыми Христовыми Тайнами, а что же может быть дороже этого?» Всегда занятый, старец совсем забывал о себе и подолгу оставался даже без сна.

«Чего требует Бог от людей и что им даст? Требует покаяния, а дает прощение грехов. Требует малого, а дает всё. Пусть только покаются люди в соделанных грехах и перестанут грешить — и примут они от Бога всё: не только всё, чего способно пожелать их сердце, но и больше, гораздо больше»

(Святитель Николай Сербский)

Св. прав. Иоанн Кронштадтский говорил: «Братия! Уважим свою природу, возвышенную до причастия Божественного естества; будем вкушать и пить столько, сколько нужно для поддержания жизни и для крепости наших сил; не отдадим ее во власть страстей нечистых, сделаем ее святынею, на которую и самим не стыдно было бы посмотреть, и в которой Бог узнавал бы дело рук Своих».

«Пусть Господь дарует нам силы совершить великопостное покаянное поприще, дабы изменить свой ум, свою волю и свои чувства, открыв их навстречу Божиему слову»

(Святейший Патриарх Кирилл)