“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения
“Покаяние и сокрушение сердечное – вот прямой путь ко Господу и верное средство ко спасению.”
Прп. Варнава Гефсиманский
Все поучения

№ 16. Об участии верных в Евхаристии

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» 

(Ин. 6, 56).

Евхаристия (или причащение) есть главное Таинство Церкви, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушает само Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, соединяясь с Ним и делаясь, таким образом, причастником вечной жизни. Более того, причастие духовно соединяет верующих друг с другом, образуя, тем самым, единое Тело Христово. Приобщающиеся Святых Даров освящаются силой Святого Духа. Все это свидетельствует о том, что без причащения Святых Таин духовная жизнь христианина невозможна.

Таинство Евхаристии установил Сам Господь Иисус Христос во время Тайной Вечери, накануне Своих спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. А потому, будучи заповедью Спасителя, Евхаристия требует особой, внимательной подготовки к ней и включает в себя, как правило: приуготовительный пост, непосредственно евхаристический пост, посещение церковных богослужений, а также совершение молитвенного правила и исповедь.

Приуготовительный пост, традиционно предшествующий причащению, представляет собой воздержание от скоромной пищи, удаление от развлечений сопровождаемое усердной молитвой и покаянием.

Продолжительность и мера такого поста могут быть разными в зависимости, как от внутреннего состояния христианина, так и объективных условий его жизни. Так, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин - при беременности и кормлении пост может быть сокращен, облегчен или отменен. То же касается христиан, пребывающих в условиях светского общежития, как то: больницы, войсковые части и т.д. (Решение Священного Синода Русской Православной церкви от 05.05.2015 г. //Журнал Nº 1).

Евхаристический пост, в отличие от приуготовительно-го, является канонически обязательным и предполагает полное воздержание от пищи и пития с полуночи до святого причащения. Исключение составляют младенцы, лица, находящиеся при смерти, либо имеющие тяжелые острые или хронические заболевания.

В случае если Божественная Литургия совершается ночью (например, в праздник Святой Пасхи или Рождества Христова), следует ориентироваться на норму, предполагающую не менее чем шестичасовое

Посещение церковных богослужений, а также совершение молитвенного правила являются важной ступенью в подготовке к принятию Святой Чаши. Молитвенное правило в обязательном порядке включает в себя Последование ко святому причащению, которое можно найти в любом православном молитвослове. Обычно к нему добавляются каноны Спасителю, Божией Латери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия.

Стоит отметить, что данное правило необходимо совершать вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву. Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную Литургию, особенно когда верующие приходят в храм после чтения апостола и Евангелия.

Однако и здесь есть исключения, касающиеся людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых (Решение Священного Синода Русской Православной церкви от 05.05.2015 г. // Журнал Nº 1). По окончании Божественной Литургии христианин должен выслушать в храме или самостоятельно прочесть благодарственные молитвы по святом причащении.

При подготовке к Таинству Евхаристии верующие совершают испытание своей совести в Танистве Покаяния (исповеди), искрение раскаиваясь в совершенных грехах и открывая их перед священником.

При этом стоит отметить, что частота и степень подготовки определяются для каждого верующего относительно индивидуально, в соответствии с его внутренним состоянием, церковными постановлениями и нормами, применяемыми священнослужителем - духовным отцом, а при отсутствии такового любым другим священнослужителем, к которому обратится православный христианин. Касаемо частоты святого причащения, каждый верующий может руководствоваться словами святителя Феофана Затворника: "Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче - со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» и «мера (причащаться) в месяц однажды или два раза — самая мерная".

Всегда стоит помнить, что цель подготовки к Таинству Евхаристии заключается не во внешнем выполнении формальных условий, а в обретении покаянного состояния души, прощении обид и примирении с ближними, а потому причащение недопустимо в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов.