“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Рождество Христово

7 января (25 декабря по старому стилю) – великий двунадесятый праздник Рождества Христова, поделивший историю всего мира на две эры, о чем мы постоянно упоминаем, называя ту или иную дату.

Новогодний молебен

31 декабря 2017 года в Гефсиманском Черниговском скиту, как и во многих храмах страны, отслужен новогодний молебен. Новолетие – то время, когда люди благодарят Бога за Его милости в году ушедшем и молитвенно испрашивают благословения на год ...

День памяти святителя Николая Чудотворца

19 декабря (по новому стилю) Церковью установлен день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В этот день в Гефсиманском Черниговском скиту отслужили раннюю Литургию в храме в честь святого угодника Божия. По традиции службу...

О блаженном Филиппе

Черниговские пещеры обязаны своим появлением блаженному юродивому Филиппушке (середина XIX века), а великолепием – современным реставраторам и мастерам по росписи. В 1847 г. при Гефсиманском ските поселился Христа ради юродивый Филиппушка (в миру Филипп Хорев, в монашестве Филарет, в схиме снова Филипп), основав Пещерное отделение наподобие пещер Киево-Печерской Лавры. К тому времени на новом месте уже 2 года в сторожках подвизались отшельники.

Филиппушка странствовал по Руси в середине XIX века. Родом из владимирских крестьян, он некогда был женат и имел детей, но оставил родных ради подвижничества. Образ жизни он вёл самый суровый, голодал, всегда ходил в тряпье и босой, носил вериги и пудовый железный посох с медным голубем, но главное – почитался за кротость и прозорливость. Медный голубь был для Филиппушки символом добра и кротости, а сам он был добр и терпелив. Поэтому и прозвали его «Божьим человеком, Филиппушкой блаженненьким с голубком». До поселения в скиту он юродствовал много лет. За это время обошёл всю западную часть России, посещая монастыри и храмы, а в Киеве настолько проникся духом пещер Киево-Печерской Лавры, что решил основать свою подземную обитель.

Жаждавший уединения, в 1847 г. Филиппушка получил от владыки Филарета благословение пожить в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, но многолюдство братии и любопытство к нему богомольцев вскоре побудили его искать более уединённого места. Тогда наместник Антоний указал Филиппушке перейти в зарождавшийся Гефсиманский скит. Однако, он подыскал себе ещё более безмолвное место неподалеку, где и поселился в лесной сторожке. Там он испросил благословение «ископать погребок» с товарищем и двумя взятыми из скита послушниками. Около Филиппушки стали собираться монашествующие, искавшие безмолвия и уединения. Спустя три недели, посетив Филиппушку вновь, отец наместник увидел не погреб, а пещеру, в которой Филиппушка со своими сотрудниками-аскетами совершал молитвы и правило. В ответ на ходатайственное письмо наместника Лавры митрополит Филарет благословил пещерников следующим наставлением: «Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной». Так Филиппушка возложил на себя новый подвиг – пещерничество. Братия расширяла пещеру, делая от неё коридоры и отдельные пещерки-кельи; средняя же была молельней.

Работа была тяжела, потому что землю приходилось вытаскивать на себе в мешках. Из-за слабости грунта стены беспрестанно обваливались, пещерники вынуждены были подпирать стены досками, что однако не избавило их от несчастного случая, засыпавшего двух послушников – Андрея и Митрофана. Накануне гибели они видели 2 ангелов, проносивших венцы над их головами, приняв сей знак за благословение. После этого лаврские каменщики укрепили часовни и коридоры камнем и кирпичём, отчего, впрочем, пещеры стали ещё холоднее. Даже затворником Филиппушка не оставлял юродства. Он часто появлялся перед воротами Лавры, где его тотчас окружали толпы народа. Там юродивый беседовал с людьми, наставляя и изобличая иносказательно. Каждый имевший какую-либо скорбь в душе старался хоть что-нибудь услышать от него себе в утешение и в назидание, с полной уверенностью, что «его устами слова с неба идут».

Однако долгое подвижничество, длинные странствия, продолжительный пост, ношение вериг и тяжёлый труд расшатывали здоровье Филиппушки, так что с первого же года пещерничества у него стали обнаруживаться различные недуги. Однажды, когда Филиппушка сильно занемог, наместник о. Антоний, всегда относившийся к нему с любовью, удостоил его полного монашеского пострижения с именем Филарет. Радость от этого важного события в жизни старца столь благотворно сказалась на его здоровье, что вскоре он выздоровел и даже продолжил свой труд над улучшением пещер.

Через 3 года после основания пещер к Филиппушке пришли его сыновья. Подвижническая жизнь отца оказала на них столь сильное влияние, что они решились остаться при нём и сделаться пещерниками. Каждый жил в отдельной подземной келье – тёмной комнате с земляным полом, стенами и потолком – и был при нём послушником. Каждая келья имела не более сажени в длину и ширину.

Со временем старшая братия невзлюбила монаха Филарета, оклеветав и прогнав его. Это побудило старца выйти из пещер и переселиться в Лавру: «С землёй поссорился – не ужился, с унылой разбранился», – иносказательно отвечал любопытствующим незлобивый о. Филарет. Он грустил по оставленным им пещерам и нередко отправлялся в соседний лес.

Несмотря на жительство в обустроенной келье, здоровье старца снова расстроилось. 20 марта 1863 г. он принял святую схиму с именем Филипп. После принятия великого ангельского образа схимонах Филипп выздоровел настолько, что снова продолжил подвижничество. Только после пострига в монашество, в болезни, о. Филарет вынужден был оставить свой посох и носить обувь. Но выражался он неизменно образно и загадочно, и к нему во множестве стекались посетители для назидания и духовной пользы. В возрасте 66 лет он сильно занемог и 18 мая 1869 г. мирно почил. В настоящее время  честные останки находятся в Иверской часовне пещер.