“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», совершается 22 октября (4 ноября по новому стилю).

Димитриевская родительская суббота

В субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского совершается заупокойное поминовение всех усопших православных...

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

14 октября (1 октября по старому стилю) Церковью установлено воспоминание чуда во Влахернской церкви.

О блаженном Филиппе

Черниговские пещеры обязаны своим появлением блаженному юродивому Филиппушке (середина XIX века), а великолепием – современным реставраторам и мастерам по росписи. В 1847 г. при Гефсиманском ските поселился Христа ради юродивый Филиппушка (в миру Филипп Хорев, в монашестве Филарет, в схиме снова Филипп), основав Пещерное отделение наподобие пещер Киево-Печерской Лавры. К тому времени на новом месте уже 2 года в сторожках подвизались отшельники.

Филиппушка странствовал по Руси в середине XIX века. Родом из владимирских крестьян, он некогда был женат и имел детей, но оставил родных ради подвижничества. Образ жизни он вёл самый суровый, голодал, всегда ходил в тряпье и босой, носил вериги и пудовый железный посох с медным голубем, но главное – почитался за кротость и прозорливость. Медный голубь был для Филиппушки символом добра и кротости, а сам он был добр и терпелив. Поэтому и прозвали его «Божьим человеком, Филиппушкой блаженненьким с голубком». До поселения в скиту он юродствовал много лет. За это время обошёл всю западную часть России, посещая монастыри и храмы, а в Киеве настолько проникся духом пещер Киево-Печерской Лавры, что решил основать свою подземную обитель.

Жаждавший уединения, в 1847 г. Филиппушка получил от владыки Филарета благословение пожить в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, но многолюдство братии и любопытство к нему богомольцев вскоре побудили его искать более уединённого места. Тогда наместник Антоний указал Филиппушке перейти в зарождавшийся Гефсиманский скит. Однако, он подыскал себе ещё более безмолвное место неподалеку, где и поселился в лесной сторожке. Там он испросил благословение «ископать погребок» с товарищем и двумя взятыми из скита послушниками. Около Филиппушки стали собираться монашествующие, искавшие безмолвия и уединения. Спустя три недели, посетив Филиппушку вновь, отец наместник увидел не погреб, а пещеру, в которой Филиппушка со своими сотрудниками-аскетами совершал молитвы и правило. В ответ на ходатайственное письмо наместника Лавры митрополит Филарет благословил пещерников следующим наставлением: «Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной». Так Филиппушка возложил на себя новый подвиг – пещерничество. Братия расширяла пещеру, делая от неё коридоры и отдельные пещерки-кельи; средняя же была молельней.

Работа была тяжела, потому что землю приходилось вытаскивать на себе в мешках. Из-за слабости грунта стены беспрестанно обваливались, пещерники вынуждены были подпирать стены досками, что однако не избавило их от несчастного случая, засыпавшего двух послушников – Андрея и Митрофана. Накануне гибели они видели 2 ангелов, проносивших венцы над их головами, приняв сей знак за благословение. После этого лаврские каменщики укрепили часовни и коридоры камнем и кирпичём, отчего, впрочем, пещеры стали ещё холоднее. Даже затворником Филиппушка не оставлял юродства. Он часто появлялся перед воротами Лавры, где его тотчас окружали толпы народа. Там юродивый беседовал с людьми, наставляя и изобличая иносказательно. Каждый имевший какую-либо скорбь в душе старался хоть что-нибудь услышать от него себе в утешение и в назидание, с полной уверенностью, что «его устами слова с неба идут».

Однако долгое подвижничество, длинные странствия, продолжительный пост, ношение вериг и тяжёлый труд расшатывали здоровье Филиппушки, так что с первого же года пещерничества у него стали обнаруживаться различные недуги. Однажды, когда Филиппушка сильно занемог, наместник о. Антоний, всегда относившийся к нему с любовью, удостоил его полного монашеского пострижения с именем Филарет. Радость от этого важного события в жизни старца столь благотворно сказалась на его здоровье, что вскоре он выздоровел и даже продолжил свой труд над улучшением пещер.

Через 3 года после основания пещер к Филиппушке пришли его сыновья. Подвижническая жизнь отца оказала на них столь сильное влияние, что они решились остаться при нём и сделаться пещерниками. Каждый жил в отдельной подземной келье – тёмной комнате с земляным полом, стенами и потолком – и был при нём послушником. Каждая келья имела не более сажени в длину и ширину.

Со временем старшая братия невзлюбила монаха Филарета, оклеветав и прогнав его. Это побудило старца выйти из пещер и переселиться в Лавру: «С землёй поссорился – не ужился, с унылой разбранился», – иносказательно отвечал любопытствующим незлобивый о. Филарет. Он грустил по оставленным им пещерам и нередко отправлялся в соседний лес.

Несмотря на жительство в обустроенной келье, здоровье старца снова расстроилось. 20 марта 1863 г. он принял святую схиму с именем Филипп. После принятия великого ангельского образа схимонах Филипп выздоровел настолько, что снова продолжил подвижничество. Только после пострига в монашество, в болезни, о. Филарет вынужден был оставить свой посох и носить обувь. Но выражался он неизменно образно и загадочно, и к нему во множестве стекались посетители для назидания и духовной пользы. В возрасте 66 лет он сильно занемог и 18 мая 1869 г. мирно почил. В настоящее время  честные останки находятся в Иверской часовне пещер.