“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Новости

Вознесение Господне

Вознесение Господне – двунадесятый переходящий праздник, приходящийся на четверг шестой недели по Пасхе.

Перенесение мощей святителя Николая

22 мая (9 мая по старому стилю) Церковь молитвенно празднует память перенесения мощей  святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских.

Поминовение усопших воинов

Христос Воскресе!

В день победы в Великой Отечественной войне в православных храмах прошли заупокойные поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в те трагические годы.

Проповеди

Естество человеческое, Христе,
тлением падшее возставил еси,
 и восходом Твоим вознесл еси,
и с Собою нас прославил еси.

(3 песнь канона)

Сегодня Церковь напоминает нам о Вознесении на Небо Господа нашего Иисуса Христа. «Возшед на небеса отонудуже и сошел еси» – поет сегодня Святая Церковь, подчеркивая этим величие нашего Спасителя и Господа. Он сошел с небес на землю, чтобы спасти род человеческий и, завершив великое Свое земное служение, избавив людей от вечной смерти, возвращается к Своему Отцу – туда, где пребывал и раньше.

Ныне у нас братие, праздников праздник
и торжество торжеств – время хвалений и песнословий.
Ныне удивил Господь милость Свою над нами
(свт. Феофан Затворник «Слова на Господские,
Богородичные и торжественные дни»).

Христос Воскресе!

Радостно возглашаем мы в этот праздник, длящийся так долго, как никакой другой - сорок дней. И в эти дни земля покроется зеленью, небо огласится голосами перелётных птиц, вернувшихся с юга, а человек вновь обновит в своей памяти благовестие того, что воскресением Господа Иисуса он освобождён от греха и смерти.

…Тебе Победителю смерти вопием:

 осанна в вышних…

(из тропаря праздника)

Вход Господень в Иерусалим (Неделя Ваий, Вербное Воскресенье) Православная Церковь отмечает в последнее, шестое воскресенье Великого поста.

Это один из 12-ти двунадесятых праздников в Православии. Им заканчивается святая Четыредесятница (Великий пост), после которого наступает страстная седмица (неделя).

«Днесь спасения нашего главизна!»
 (из тропаря праздника)

Как рождается подвиг? Он рождается благочестивым воспитанием и дальнейшим развитием благочестия уже самим воспитуемым и, как следствие, из этого произрастает неуклонная вера в будущую жизнь через постепенное отрешение от нынешней. Отрешение же дает подвиг, т.к. человек в первую очередь начинает думать об окружающих и уже только через эту призму он видит себя, отрешение ему дает как бы опору, чтобы смотреть на всё не с точки зрения себя. Очень не легко признать, но мы привыкли с детства уже смотреть на все через призму самого себя и это естественно для человека как живого организма, но человек не только живой организм, он еще и образ, и подобие Божие.

«… научитеся от Мене, яко кроток
есмь и смирен сердцем…»
(Мф. 11:29)

Уже в детстве открывался Василию мир духовный: Господь невидимо руководил им, охраняя жизнь Своего избранника от опасностей. Его благочестивая мать, впоследствии схимонахиня Иверской обители, рассказывала несколько случаев, свидетельствующих о том, как Промысл Божий действительно хранил ее сына.

«Постное время светло начнем, 
к подвигом духовным себе подложивше, 
очистим душу, отчистим плоть, 
постимся якоже в снедех от всякия страсти,
добродетельми наслаждающеся духа;
 в них же совершающеся любовию, 
да сподобимся вси видети всечестную страсть
 Христа Бога и Святую Пасху, духовно радующеся» 

Стихира преп. Феодора Студита вечером в неделю сырную.

Великий пост или святая Четыредесятница – период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи, важнейший из многодневных постов. Формирование структуры и принципов проведения Великого поста заняло несколько столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки Великого поста просматриваются в пасхальном посте, который во II-III веках совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха первыми христианами понималась двояко: как праздник воскресения и как воспоминание страстей, то есть страданий Христа) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III веке он мог длиться от 1 дня до 40 часов или целой недели.

«Величаем Тя, Живодавче Христе,
и чтим Пречистую Матерь Твою,
Еюже по закону ныне принеслся еси
в храм Господень».

(Величание праздника)

Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках — например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст. Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ… После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию». Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, 
в Котором Мое благоволение» 
(Мф.3:17)

Сегодня православные христиане отмечают великий праздник — Крещение Господне или Богоявление. Как повествует нам Святое Евангелие, после возвращения из Египта вочеловечившийся ради нашего спасения Сын Божий Иисус Христос до тридцати лет жил в Назарете в полном послушании у родителей, смиренно скрывая славу Своего божества. Когда же пришло время исполнить волю Отца Небесного, показать и открыть людям путь в Царствие Божие, взять на Себя грехи всего мира и освободить мир от власти диавола, “тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него” (Мф. 3,13).

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал
Сына Своего Единородного, дабы всякий
верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир,
но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоанн 3;16-17).

Рождество Христово, которое мы сегодня празднуем с такой легкостью сердца, с такой благодарностью и радостью, – в центре внимания не только нас, людей, но и всего творения, потому что это Рождество – воплощение Слова Божия – принесло нам небывалую, непостижимую, новую весть как о Боге, так и о человеке, и о всём Божественном творении.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).

Чудотворец Мирликийский родился во второй половине III века. Родители его были бесплодными и много молились о даровании им ребёнка, обещая посвятить его Богу. Уже в старости их молитва была услышана, у них родился мальчик. Во время крещения, ещё младенцем он простоял в купели на ногах три часа пока таинство не было совершено. С детства он целые ночи проводил в храме молясь и читая христианские книги. Выросши, будущий святитель решил посвятить свою жизнь безвестному подвигу, молитве и посту в пустыне, вдали от людей или в строгой обители. Но «однажды, стоя на молитве, он услышал глас: “Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня!”». И он стал странником и последним бедняком в Мирах Ликийских, всё своё имение он к тому времени уже раздал беднякам. 

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 11 След.