“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря Святая Церковь воспоминает события приведения Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу. ...

Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил

21 ноября (8 ноября по старому стилю) празднуется Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил.

Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», совершается 22 октября (4 ноября по новому стилю).

Изречения других старцев

 Изречения иеромонаха Александра Гефсиманского

Пишешь, что спастись хочется, а терпения нет. Если будешь идти путём, проложенным святыми отцами, то не заблудишься и не впадёшь в пропасть или в стремнину. Бог печётся о нас и промышляет более, нежели мы сами. Он устраивает наше спасение, однако же не хочет, чтоб мы искали в здешней жизни отрадного. Все святые отцы и матери шли скорбным путём, не малодушествовали в лютейших скорбях душевных и телесных и, по претерпении их в совершенном смирении, получили полное успокоение, даже духовное дарование. Хотя трудно бороться с собою, но нужно, ибо жизнь наша есть бескровное мученичество.

Ученик иеросхимонаха Александра однажды спросил его: «Батюшка! Знают ли наши умершие, кто именно и когда за них молится?» На этот вопрос, сильно интересующий, как известно, весьма многих, особенно лишившихся близких сердцу людей, старец ответил следующим рассказом наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония, оставившего память о себе как о человеке жизни духовной. Накануне сорокового дня по кончине диакона я в своей келье прилёг для краткого отдыха, но вот слышу – кто-то входит ко мне. Келья осветилась – я вижу пред собою почившего диакона. – Я пришёл Вас поблагодарить, – говорит он. – За что? – спрашиваю. – За то, что Вы молились обо мне. – Не я один молился, и прочая братия также молилась; я велел везде записать Вас и поминать. Диакон говорит, что он нигде не записан и его нигде не поминали. Действительно, как я после справился, диакона забыли записать. «Почему же Вы знаете, – говорю ему, – что я о Вас молился?» Он отвечал: «Если человек и на 3 сажени в землю зароется, то мы, с кем Господь сотворит милость, видим, какой человек молится, кому молится, за кого и о чём просит; тем более Господь всё это видит». – Как Вы прошли мытарства? – спрашиваю его. – Как молния, – отвечает он. – Почему же? – Потому что Господь сподобил меня причаститься в этот день и час.

Как же вы от малой скорби колеблетесь? Вы желаете взять на себя великое, а оно достигается только скорбями, терпением и непрестанным призыванием имени Господня. Многие брали на себя много, но, не испытавши себя прежде терпением в скорбях, всё растеряли, и все их подвиги не устояли, как неправильные, потому что только смирением и терпением побеждаются тщеславие, самолюбие, гордость, уныние и другие подобные страсти. Вступить без оружия в борьбу с тем, который ведёт с нами брань уже восьмую тысячу лет, весьма опасно: много он нашего брата свёл в преисподнюю. Принимай обличение охотнее, нежели похвалу: оно научит тебя смирению и терпению.
Искушённый всё знает, а неискушённый, ещё водимый духом мирским, и не понимает, отчего может быть вред для души. При том же, что мы терпим, страдая от бывающих нам непрятностей и скорбей, есть плод нашего внутреннего устроения и возмездие за сделанные грехи. По всему имеем пить чашу полыни судеб Божиих как для очищения за грехи, так и для исправления нашего устроения. Поэтому старайся принуждать себя к перенесению того, что тебе не нравится. Укоряй себя при сознании своих немощей, чтобы изработать смирение. Сим можешь успокоиться, а то, хотя и на небо вселишься, и там не обрящещь покоя с гордостью и самомнением, и там не потерпишь. Смирение есть такое оружие, которое годно сильно низложить всякие коварства и стрелы вражии. Смирение одно сильно нас представить пред Богом, а без смирения дела нас не спасут.

На молитвы отцов добро и похвально уповать, но следует при всём том и себя не забывать. И как Вы имеете раскаяние и произволение ко исправлению своих немощей, то Господь по Своему милосердию силён Вас простить и восстановить на правую стезю. Вы жалуетесь на себя, что нет исправления и что, хотя и все средства имеете ко благоугождению Божию, но от лености и нерадения остаётесь без успеха. да как же ты хочешь без понуждения и борьбы получить награду бесстрастия? Страсти внутри нас, они ещё не побеждены, да и нам неизвестны. А когда явится вина, тогда и обличатся страсти. С нашей же стороны требуется сопротивление, и чрез борьбу со страстями мы становимся лучшими, при помощи Божией, потому что, познав свою немощь, приходим в смирение.

Уповая на молитвы отцов, надо и себя подгонять, ибо что посеешь, то и пожнёшь. В терпении вашем стяжите души ваши (Лк.21,19), научает Святое Писание, потому-то без терпения не может усовершиться ни одна добродетель, без терпения и смирения все наши подвиги сомнительны, и сколько может сердце вместить в перенесении скорбей, столько вмещает и благодати Божией. Сказано: в скорби помянух Бога и возвеселихся (Пс.76,4); и ещё: много скорби праведным (Пс.33,20). Все святые шли путём скорбным, тесным и получили Царство Небесное, потому чтотесен путь вводящий в живот вечный и пространен путь вводящий в погибель, и многие входят им (ср.: Мф.7,13-14).

Да даст Вам Господь Бог разум и просветит Ваш ум увидеть себя, и чтоб обновилась душа Ваша благодатию Всесильного Бога и приняла силу ко исполнению святых его заповедей, ибо страх – отец, а внимание – матерь внутреннего покоя. Тот же рождает совесть чистую. А кто сие творит, и душа того, как в некой воде чистой и невозмущённой, узрит свою красоту. И от того, т.е. от познания себя, от спасительного страха, рождаются начатки и корень покаяния. А честь мира сего и богатства подобны мгле утренней, которая очами человеческими зрится и покрывает землю и горы, леса и моря и, когда возвеет ветр, – тотчас исчазает как небывалая. так и наши чувственные утешения. Пути добрых и злых идут между собою весьма близко, и злой не знает, чем он кончит впоследствии, и добрый не твёрдо стоит в добродетели. Но, как порок ослабляется страхом, добродетель же – завистию, то и надо быть весьма осторожным, чтобы не уязвило жало смерти.

Бог видит все желания и воздыхания наши, от Него ничто не утаится, но всё-таки и с нашей стороны требуется борьба с самим собою и сопротивление своим страстям. Чрез борьбу эту, при помощи Божией, мы бываем лучшими, познаём свои немощи и приходим в смирение. Видим в отеческих писаниях, что страсти наши нас смиряют и уничтожают наше высокое о себе мнение, которое неугодно Богу. Смирение сильно и без дел представить нас пред Богом, а дела без смирения не спасут. Приятнее для Бога грешник смиренный, нежели праведник, да самомнительный, гордый. Да даст тебе Господь истинный разум увидеть себя и да укрепит тебя в настоящих скорбях, которые не без воли Его находят на нас.

А о неплодствии душевном не скорби: ни в чём не отпадёшь и удостоишься получить милость Божию. По словеси Господню: не осуждай, и не осуждена будешь (ср.:Мф.7,11). Принимай обличения с благодарением; оно воспользует тебя более, нежели всё, и научит терпению и смирению, как царь Давид пишет: смирихся, и спасе мя (Пс.114,5). Бог да наставит тебя в сем и укрепит. Но конечно истинное произволение испытуется на деле, а не на словах, как и военное искусство. И об искусстве вионов мы судим не по тому, как они учатся артикулу и манёврам, но когда они, побывав много раз в сражениях, побеждают или бывают побеждены.

Изречения святителя Филарета Московского

«Если жалуемся на леность и холодность, надобно поискать, не впал ли в душу какой из тех помыслов, кои тяготят долу, а не воспаряют горе, а эти помыслы, в коих что-либо присвояется или приписывается себе: успех дела, похвала, замечание недостатков ближних с перевесом в нашу пользу. Искуси мя, Господи, и испытай мя, и виждь, аще есть путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен. Провидение Божие не случайно попускает поражающие события, но или в наказание или в наставление. Если попускается врагу душ играть жизнь человека, то не потому ли, что не довольно были в нём утверждены прежде начала добра, с которыми соединено бывает благодатное охранение?»