“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря Святая Церковь воспоминает события приведения Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу. ...

Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил

21 ноября (8 ноября по старому стилю) празднуется Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил.

Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», совершается 22 октября (4 ноября по новому стилю).

Праздник на Успения Пресвятой Богородицы

«В Рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси
Богородице, преставилася еси к животу,
Мати сущи Живота: и молитвами Твоими
избавляеши от смерти души наша»

(тропарь праздника)

Сегодня мы с вами празднуем Успение Пресвятой Богородицы. После Вознесения Господа, Его Пречистая Матерь жила в доме апостола Иоанна, любимого ученика Христа. Иоанн заботился о Ней, как о родной матери. Все апостолы только и утешались тем, что могли видеть Пречистую Матерь Своего Господа. Они советовались с Нею обо всех своих намерениях и отправлялись в путь лишь с Ее благословения.

Каждый день Пресвятая Дева ходила молиться ко Гробу Спасителя. И вот, за три дня до Ее блаженной кончины, среди уединенной пламенной молитвы на горе Елеонской Архангел Гавриил возвестил Ей о скором переселении на небо и в подтверждение своего свидетельства вручил райскую ветвь. Пресвятая Владычица не смутилась, не устрашилась вести о смертном часе. В спокойном и радостном состоянии духа возлегла Она на смертный одр.

Сюда по желанию Ее чудесным образом собраны были все святые апостолы, кроме апостола Фомы. И вдруг, верх дома, где они находились, внезапно исчез, заблистал небесный свет божественной славы и Сам Господь Иисус Христос, в сопровождении Ангелов, праотцов и пророков, приблизился к Своей Матери. Увидев Сына Своего, Пресвятая Дева обрадовалась, поднявшись с ложа, поклонилась Ему и тихо, мирно и безболезненно оставила земной мир, вручила душу Своему Сыну и Богу...

Когда погребальное шествие двигалось по Иерусалиму, ко гробу стремились с благоговением прикоснуться многие люди – и получали исцеление от своих недугов. Некий нечестивый иудей, гонитель христианской веры, задумал совершить кощунство – опрокинуть одр. Но Ангел Господень не позволил ему исполнить злобный замысел: взмахом огненного меча он отсек нечестивцу руки. Иудей, пораженный чудом Божиим, взмолился Божией Матери о прощении и тотчас руки его срослись.

По прошествии трех дней в Иерусалим пришел апостол Фома. Он сильно скорбел и желал видеть лик Богоматери. По общему совету, апостолы решились открыть пещеру, где погребли Матерь Божию. Как же изумились они, когда обнаружили лишь Ее погребальные одежды. В тот день Богородица явилась ученикам Христовым и возвестила, что Господь взял тело Ее на небеса – туда, где находилась Ее душа.

Этот праздник в очередной раз взрывает атеистическое сознание своей парадоксальностью: ведь, казалось бы, что мы празднуем сегодня? По сути, мы празднуем смерть Божией Матери. Но как можно праздновать смерть, как можно воздавать радость разлуке? Если мы сможем ответить на эти вопросы, мы сами для себя откроем степень своей веры, степень своей православности. Страх человека перед смертью, в общем-то, вещь естественная. Бог не создавал смерти, человек был создан для вечности. Смерть создал сам человек, когда решил оторваться от Бога, как говорит священномученик Ириней Лионский: «смерть – это раскол». В грехе Адама произошел раскол между Богом и человеком, и он неизбежно родил еще один раскол – внутри самого человека: в момент смерти раскол происходит между душой и телом. Душа остается жить вечно, а тело гниет в земле. Это и вводит в ужас наше существо, когда мы стоим у гроба близкого человека. Смерть воспринимается нами как трагический конец, как нелепое и неоконченное завершение всего, что казалось чрезвычайно важным – воспитания детей, строительства дома, дружбы и любви.

Но когда мы стоим у гроба близкого человека, что мы слышим в погребальных молитвах? То, что умерший не называется умершим или погибшим, а называется усопшим. Что душа его жива, а значит, жизнь этой личности продолжается. Что эта жизнь ничуть не хуже, а даже лучше и блаженнее жизни земной, только, конечно, если человек жил с Богом и стремился к Богу. И у нас снова возникает раскол в сознании – ведь идеалы сегодняшнего общества совсем иные, нет ни одного слова о Боге и призывов стремления к Нему, напротив: бесконечная реклама взращивает в нас страсть потребления и желание обладать всем лучшим и новым, а кушать вкусно и сытно. Всё это преподносится нам как единственно важная цель, и даже смысл нашей жизни. Всё это навязывается нам для того, чтобы отвлечь нас от мыслей о смерти, от мыслей о будущей загробной вечной жизни. Но смерть неизбежно наступит для всех. Только для кого-то она станет финальным аккордом земной жизни и переходом в новую и блаженную вечную жизнь, а для кого-то страшной катастрофой и переходом в жизнь вечного отчаяния и непрестанного сожаления о бездумно прожитых годах земной жизни. А значит, мы боимся смерти и как расплаты за совершенные злодеяния. Как пишет праведный Иоанн Кронштадтский «страшиться будем смерти, доколе будем находиться в грехе».

Святые люди так очищали свое сердце, что уже только не боялись смерти, а даже ждали и желали ее. Кроме того, Господь сказал: «где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12.34). Нам очень важно определиться с нашими ценностями. Если они будут земными, то расставание с ними будет очень болезненным, и даже мысли о расставании станут причиной страха смерти. Если же наши ценности будут небесными по совету Спасителя: «собирайте себе сокровища на небе» (Мф. 6.20), то смерть станет ценой обладания ими. Эти сокровища – добрые дела, которые рождают любовь к людям и Богу.

Любовь к Богу изгоняет всякий страх и уничтожает смерть, она становится успением, то есть не агонией, а сном тела и желанной встречей души с Богом. Эту встречу со Своим Божественным Сыном ждала Пресвятая Богородица после Вознесения Господа на небо. Эту встречу со своим Учителем ждал апостол Павел, как и писал: «имею желание разрешиться и быть со Христом… Ибо для меня Христос – Жизнь, а смерть – приобретение» (Флп.1.23,21). Ожиданием этой встречи нужно жить и нам. Тогда наша жизнь будет наполнена совершенно иным, не потребительским, а творческим смыслом.

Мы празднуем сегодня не смерть, как это может показаться людям неверующим, а преодоление смерти и страха перед ней через любовь. И радуемся мы не разлуке, а встрече. Не разлучилась Пресвятая Богородица в своей блаженной кончине с апостолами и всей Церковью, а напротив, во встрече в Небесном Царстве со Христом, Она стала для нас Царицей Небесной, Заступницей в нашем скорбном мире. Её Успение пусть станет для нас образцом и примером для подражания и в нашей будущей кончине: безболезненной, непостыдной и мирной.