“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Паломничество в Муром и Дивеево

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

11-12 мая 2019 года состоялась паломническая поездка по маршруту Муром – Дивеево для прихожан Гефсиманского Черниговского...

Радоница

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Во вторник второй седмицы по Пасхе Православная Церковь молитвенно празднует Радоницу – день особого поминовения...

Светлая седмица

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

С особой торжественностью совершаются богослужения на Светлой седмице – при открытых царских вратах в знак того,...

Слово на день преставления преподобного Варнавы Гефсиманского

«…Преподобне отче Варнаво,
…коемуждо страждущему:
и нищу и царю, - пастырь кроток, 
утешитель и целитель явился еси…»

(отрывок из тропаря)

В 1906 году 17 февраля (2 марта по новому стилю) скончался духовник Гефсиманского скита и основатель Иверского Выксунского женского монастыря старец Варнава 75 лет. Это был простой иеромонах родом из русских крепостных крестьян Тульской губернии, не получивший специального богословского образования, проживший большую часть своей жизни в скиту близ Троицкой Лавры. Это был удивительный человек, у которого духовно окормлялись не только братия скита, но и сотни тысяч людей разных сословий из многих уголков России.

Что же притягивало их души к старцу Варнаве и почему они стремились разрешить свои недоуменные вопросы именно у него, а не у других духовных руководителей. Ответ на этот вопрос раскрывается из понимания особой исключительности личности старца. Епископ Трифон знавший иеромонаха Варнаву более 20 лет в своем надгробном слове подчеркивает, что батюшка выделялся среди прочих священников особыми божественными дарованиями. Последние, как поясняет святой апостол Павел, даются подвижникам для пользы других людей (1Кор.12:4-9). Такими очевидными дарованиями Святого Духа у старца были: дар веры, дар прозрения, дар мудрости и дар любви. Чтобы понять, например, насколько необходим был дар веры для приходивших к нему людей, нужно чуть вспомнить, что это была за эпоха в которую жил старец. Новомученик митрополит Илларион Троицкий отмечает, что все столетие, предшествовавшее катастрофе 1917 года, прошло под знаменем атеизма. И вот, накануне той грядущей катастрофы Бог через батюшку Варнаву являл людям образец живой веры, приводившей его, во многом, к знанию вещей духовного мира. Один современный богослов как-то заметил: для того чтобы стать христианином необходимо встретить в своей жизни настоящего христианина, то есть глубоко верующего человека, могущего «…всякому дать ответ о своем уповании» (1Пет.3:15). Епископ Трифон вспоминает: «Он (старец) был велик, когда ему приходилось иметь дело с маловерными и малодушными людьми. Здесь он своей верой их настолько ободрял и вдохновлял, что они долго после этого смело и бодро шли житейским путем» (Архимандрит Георгий (Тертышников) «Преподобный Варава старец Гефсиманского скита»). Дар прозрения у старца проявлялся в видении состояния человеческой души, ее светлой и темной стороны, в знании прошлого и будущего в жизни обращавшихся к нему. Этот дар, в совокупности с даром мудрости, давали возможность батюшке принимать огромное количество (от 500 и более) человек в день, и в короткое время, буквально, за какую-то минуту он давал точный взвешенный совет, выводивший человека из мрака на свет Истины. И, конечно же, первые три дара Духа Святого у благодатного старца были растворены особым даром любви. По воспоминаниям очевидцев, батюшка излучал необыкновенную любовь. Он принимал всех ласково, называл всех «деточками». Здесь невольно напрашивается параллель с лучезарным старцем Серафимом Саровским, который всех, приходивших к нему привечал поклоном и словами: «Христос воскресе, радость моя!» Как заметил в своей лекции профессор А. И. Осипов, что к старцу Серафиму стремились люди всякого звания прежде всего потому, что от него исходила настоящая любовь, которой так никому не хватает в этом мире – ни бедному, ни богатому. Вероятно этот же дар любви у батюшки Варнавы привлекал и к нему великое множество народа. Знавшие старца, отмечали у него удивительное умение проникнуться горем человека, утешить его, ободрить и сообщить ему благодатную тишину и спокойствие своего духа. Да и как иначе, ведь дар любви, по слову святого апостола Павла – есть совокупность совершенства (Кол.3:14). Подлинно, по имени его было и житие его (Варнава – в переводе с евр. означает: сын утешения), как поется в стихире (Святителю Николаю). Вся совокупность духовных дарований старца имела силу не только утешать, наставлять, вразумлять, но и перерождать и, даже, воскрешать духовных мертвецов.

Нам остается только догадываться, каким было подвижничество старца, потому что из творений святых отцов известно, путем какого тяжелого подвига, непрестанной молитвы и внутренней работы должен пройти человек, чтобы достичь состояния смирения и любви, так необходимых для привлечения в сердце человека благодатных даров Святого Духа. И наличие последних у старца Варнавы, как плодов жизни, согласно евангельскому слову Спасителя (Мф.7:16) свидетельствуют о трудности и величии пройденного им пути. Епископ Трифон вспоминает о непростой жизни батюшки: «Он был необыкновенно строг к себе: какую простую подвижническую жизнь вел он молодым послушником, такую он продолжал вести до самой смерти, - будучи уже больным старцем. Никаких поблажек он себе не позволял, даже самой невинной прихоти. Он носил самую простую одежду, вкушал самую грубую пищу, мало спал… Бывало, совершив с ним продолжительную литургию в доме призрения и, видя, что он торопится уехать, скажешь ему : «Батюшка, да отдохните немножко!» но он обыкновенно шепнет, сжав мою руку: «Прости, не могу, ведь там их несколько сот дожидается, ведь они все скорбны, несчастны!» И с какою любовью в это время звучит его голос! И с раннего утра до поздней ночи открыты были двери его келлии, кроме времени богослужения» (Архимандрит Георгий (Тертышников) «Преподобный Варава старец Гефсиманского скита»). Старца Варнаву давно предостерегали от переутомления, и советовали отдохнуть, но он всегда отвечал, что пока живем надо приносить пользу людям. Он умер, как и жил, на службе Богу и ближним.

Полны теплоты воспоминания видевших и знавших батюшку людей. Он жил не для себя. Его жизнь была в Боге и в людях. Он нес ее не как тяжелую ношу, а как «благое и легкое бремя » (Мф.11:29). Постараемся же и мы, по его примеру, нести благое иго Христовых заповедей, а в жизненных неурядицах и немощах наших будем чаще обращаться к святому старцу словами из тропаря : «…поминай нас благодатный отче, да молитвами теплыми твоими Жизнодавец Бог дарует нам утешение и велию милость»,- а в будущем и жизнь вечную.