“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Вселенская родительская суббота

Перед наступающим Великом постом Святая Церковь помогает нам правильно к нему подготовиться. В неделю мясопустную (предпоследнее воскресенье...

День памяти преподобного Варнавы Гефсиманского

В 2019 году день памяти преподобного Варнавы Гефсиманского переносится на 1 марта.

Представители совета депутатов посетили скит

28 февраля 2019 года Глава городского поселения Сергиев Посад Константин Витальевич Негурица и представители совета депутатов посетили ...

Великий пост

«Постное время светло начнем,
к подвигом духовным себе подложивше,
очистим душу, отчистим плоть,
постимся якоже в снедех от всякия страсти,
добродетельми наслаждающеся духа;
 в них же совершающеся любовию, 
да сподобимся вси видети всечестную страсть
 Христа Бога и Святую Пасху, духовно радующеся» 

Стихира преп. Феодора Студита вечером в неделю сырную.

Великий пост или святая Четыредесятница – период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи, важнейший из многодневных постов. Формирование структуры и принципов проведения Великого поста заняло несколько столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки Великого поста просматриваются в пасхальном посте, который во II-III веках совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха первыми христианами понималась двояко: как праздник воскресения и как воспоминание страстей, то есть страданий Христа) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III веке он мог длиться от 1 дня до 40 часов или целой недели.

В частности 40-часовой пост, проводившийся в полном воздержании от пищи, уже соединял в себе два основных значения, которые позднее легли в основу Великого поста: подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане (Мф. 4.1-2;Мк. 1.12-13;Лк. 4.1-2) и подготовку к празднику Пасхи. Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте, включавшем Страстную седмицу, по мнению большинства исследователей, следует считать второе праздничное (пасхальное) послание (330 год) свт. Афанасия Великого. Характерно, что этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне (хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила, как прообразы), но рассматривается, как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. К концу IV –началу V века уже повсюду в Церкви был принят 40-дневный Великий пост (хотя счет его дней велся в различных Поместных Церквах по-своему; отличались и правила пощения). Обязательность великого поста для всех была закреплена 69-м Апостольским правилом (окончательная редакция корпуса Апостольских правил произошла в конце IV века).

Итак, Великий пост, как время приготовления к самому большому христианскому празднику - Воскресению Христову включает в себя две составляющие: телесную и духовную. Телесная составляющая состоит в понуждении себя к более частому посещению богослужений с многократными особенными поклонами, в воздержании от скоромной пищи (животного происхождения) и в умеренном употреблении постой пищи, так как «… пища излишняя делает тело чрезмерно нагруженным кораблем, который при малом движении волн (наклонностей греховных) идет ко дну» (Авва Леонтий). Как учат святые отцы, чревоугодие, есть мать телесным страстям (блудным наклонностям), которые приковывают человека к земному, не давая ему обратиться к небесному; и поэтому воздержание в пищи содействует очищению ума, то есть воздержание нужно для усмирения плоти постом, чтобы человек мог потом легче вступить в борьбу с прочими греховными наклонностями или страстями (Авва Серапион). Таким образом, телесная составляющая поста - это лишь средство, а не сама цель, основание для духовной составляющей. Духовная же практика состоит из удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога и ,прежде всего, заключается в хранении человеком окон души через которые входят соблазны (окна души - это зрение и слух). Еще духовная практика состоит в понуждении человеком себя к дополнительному душеполезному чтению (Евангелия, поучений святых отцов); а также в понуждении себя к подаянию милостыни (в древности пост, собственно, и состоял в том, чтобы питаться какое-то время более простой, дешевой пищей, а на сэкономленные деньги давать милостыню - из учения 12-ти Апостолов «Дидахи»). Также, духовная составляющая включает в себя творение других добрых дел ближним и, наконец, молитву. Молитва, при содействии поста, имеет особую силу возносить ум к Богу. Но и пост, и молитва должны исходить из смиренной души, старающейся по мере сил выполнять заповеди Господни, суть которых есть любовь. И даже если человек не делает явно злых дел, но просто, например, помнит зло, то пост и молитва не принесут ему никакой пользы. Преп. Ефрем Сирин так и говорит: «Пост не допускает злопамятства, а собирающие в память огорчения и сделанное им зло, хотя по-видимому молятся и постятся, но подобны людям, которые черпают воду и выливают её в разбитую бочку». И свт. Василий Великий также дополняет эту мысль, говоря: «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляется диаволу, который, хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить». Свт. Иоанн Златоуст, как бы подытоживая, научает нас быть в пощении: «…спокойными, тихими, кроткими, смиренными, крепкими, презирающими славу настоящей жизни».

В заключении следует также заметить, что современный, достаточно строгий, устав поста в Русской Православной Церкви исходит из правил для монахов, а древний русский (Константинопольский) Типик, более легкий для мирян, вышел из употребления на Руси в 17 веке, так что постятся христиане «по силам» и усердию, с разными исключениями для немощных (пожилых, больных, беременных, кормящих матерей, детей) с согласия духовников.