“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря Святая Церковь воспоминает события приведения Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу. ...

Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил

21 ноября (8 ноября по старому стилю) празднуется Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил.

Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», совершается 22 октября (4 ноября по новому стилю).

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня

“Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть,
а для нас, спасаемых, – сила Божия!”

(Послание апостола Павла к коринфянам).

День Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня — один из древнейших православных праздников. Совершается он в память двух событий из истории Креста Господня: в память обретения его в IV веке и в память возвращения его от персов в VII веке. 

Святой Крест Господень вскоре после снятия с него Спасителя был зарыт в землю иудеями вместе с крестами двух разбойников. Это место впоследствии было застроено языческим капищем. Обретение Креста произошло в 325 или 326 году. По сообщениям церковных историков IV века, мать императора Константина, равноапостольная Елена, отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест. По преданию, святая Елена пыталась узнать место, где был закопан Крест, у иерусалимских иудеев. Ей указали на то место, где находился языческий храм Венеры. Здание разрушили и начали раскопки. Наконец, нашли три креста, табличку с надписью «Иисус Назарянин, царь Иудейский» и гвозди. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Господь, их приложили поочередно к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню истинного Креста Господня, который и был поднят епископом для всеобщего обозрения. Предание говорит также о чуде воскрешения мертвеца, которого несли на погребение, через прикосновение ко Кресту.

Когда началось благоговейное поклонение Кресту и целование его, то по многолюдности многие не могли не только облобызать святой Крест, но даже видеть его, поэтому патриарх иерусалимский Макарий показал обретенный Крест народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

Из жизнеописания святителя Иоанна Златоуста видно, что в его время в Константинополе празднование воздвижения Креста совершалось 14 сентября. 

"Достойно и праведно поклонятися Кресту Христову, — говорит в своем слове на Воздвижение святитель Ростовский Димитрий, российский Златоуст, ибо этим благословенным Древом была умерщвлена смерть и дарована жизнь. Древом райским мы были умерщвлены, а Древом Крестным оживотворены; первым изгнаны из рая, вторым восходим на небо; первым нас победил враг, вторым мы побеждаем врагов".

Для нас, верующих людей, Крест — это прежде все­го знамя нашей жизни. Войско имеет свое знамя. Это знамя является символом, объединяющим всех воинов. Каждый полк бережет как святыню, свое знамя, хранит его до последней капли крови последнего сол­дата. Нет большего позора и бесчестия, чем потерять знамя своего полка! Для нас, верующих христиан, знаменем христианской правды является Крест Христов. Так определил Сам Спаситель: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя  и возьми крест свой и следу за Мной» (Мк.8:34). Верующие люди берут крест в момент святого Крещения. Крестом христиане ос­вящают свои мысли, чувства; крестом освящаются движения ума и сердца; крестом освящается вся наша жизнь, наши труды, наши победы и поражения, наши радости и скорби, наши болезни и земное благополучие. Крест святой предшествует каждой цер­ковной процессии. Крест святой венчает храмы Бо­жий. Крестом святым Церковь многократно благос­ловляет верных во время богослужений. Крестом ос­вящаются вещи и предметы. Крест дается в руки по­койнику как символ победы и знамя христианской верности. Крестом осеняется последний путь «всея земли». Крест венчает могилы верующих людей в ознаменование того, что здесь лежит последователь Христов.

Крест Христов является для нас утешением в борьбе и терпении. В момент, когда нас обуревают грех, зло, досада, осуждение, зависть, ревность или другие непотребства, необходимо посмотреть на Крест и вспомнить слова на нем Распятого: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Кто делает так, тот всегда выйдет победителем в борьбе со всяким искушением и грехом.

Крест во всей вселенной. Крест в существе самого человека, в его образе. Крест везде и всюду как сила, освящающая бытие мира во всех измерениях — высоте, глубине и ширине. Крест — свидетельство благости и любви Отца, Сына и Святого Духа. Это знамя нашей победы, возложенное на каждого христианина в таинстве Крещения. Крест венчает храмы Божии, эти места особого присутствия Божия. Крест Христов осеняет верных людей на всех путях их жизни, с рождения до могилы. Осеняя себя крестным знамением, мы каждый раз освящаем наш ум и наши мысли, сердце и чувства, освящаем свои телесные силы и призываем благословение на дела рук наших. Крестом нас осеняет святая Церковь за богослужениями.

Крест Христов возносит от земли на небо распятого на нем ученика Христова, и он уже здесь, на земле, умом и сердцем пребывает на небе и в будущей жизни всегда будет с Господом, Который сказал: «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12:26).