“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Сретение Господне

В праздник Сретения Церковь воспоминает событие, произошедшее в Иерусалимском храме, куда Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф принесли...

Заупокойная лития в день Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется в воскресный день, выпадающий на 7 февраля (по новому стилю) или в ближайшее...

Панихида по философам

5 февраля 2019 года исполняется 100 лет со дня смерти философа Василия Васильевича Розанова, могила которого находится на некрополе Гефсима...

Навечерие Богоявления

18 января Церковью молитвенно празднуется навечерие Богоявления или, как еще называют этот день, Крещенский сочельник.

Изначально воспоминание событий Рождества Христова и Богоявления приходилось на один день, но с V века, когда торжественные службы начали проходить 25 декабря и 6 января (все по старому стилю). Время между этими праздниками назвали святыми днями - так появилось понятие Святок. Нынешний же день предуготовляет нас к празднику Богоявления.

Название сочельник (сочевник) происходит от слова сочиво – пшеничного взвара с медом и изюмом. Для православного христианина день сочельника преисполнен благодатной духовной радости о предстоящем великом празднике. Пост с давних времен в сочельник является строгим, и благочестивые предки употребляли в пищу простое блюдо – сочиво, представляющее их себя пшеничный взвар с медом и изюмом. От названия этой постной еды и произошло наименование дня накануне праздника Богоявления. Так же, сочельником, называется и день перед Рождеством Христовым.

В Крещенский сочельник, как и в сам день Богоявления, совершается чин великого освящения воды. Крещенская вода (по-гречески она называется агиасмой) – великая святыня. С давних времен агиасму благословлялось принимать тем, кто в силу разных причин был лишен возможности причащения Святых Таин. Освященную воду Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, благочестивые христиане издревле имеют обычай хранить эту святыню для своего домашнего употребления при святых иконах. Принимается она натощак, с молитвой.

Чин великого освящения воды в сочельник такой же, как и в самый день праздника. Существует несколько объяснений тому, что вода освящается дважды. Так, например, в древности многие оглашенные принимали Святое Крещение именно в сочельник, чтобы в день Богоявления сподобиться причащения Святых Христовых Таин. Также, в Иерусалимской Церкви издревле проводили крестный ход на Иордан, который совершался накануне праздника.

В день Навечерия Богоявления в нашей стране бытовал обычай купания в зимнем Иордане. К сожалению, далеко не все, окунающиеся в проруби в этот день, воспоминают сам смысл традиции крестных ходов на Иордан. Еще во времена царя Иоанна Грозного отмечалось неподобающее отношение к освященной воде; часто к традиции примешивались откровенно языческие мотивы.

Искоренить неправильное понимание сути празднования не удалось даже к началу ХХ века. В составленной Сергеем Васильевичем Булгаковым настольной книге священнослужителя в примечаниях указывается буквально следующее: «В народе этот праздник известен под именем «Иордани», так как церковные процессии на реки для освящения воды есть как бы выходы на реку Иордан. В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордани во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потом что там нет такого холода и таких морозов, как у нас» (изд.1913 года, прим.2 на страницах 24-25).

Действительно, отчасти из-за сурового климата, нередко такое купание становится крайне опасным опытом, разжигающим неуместные эмоции. Ко всему нужно подходить с великим рассуждением: уповая на то, что заболеть от купания в ледяной воде нельзя, не нарушают ли люди сказанное Спасителем: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Церковь напрямую не осуждает купание в зимнем Иордане. Впрочем, нужно помнить, что всем, решившимся на это испытание, необходимо обязательно испросить благословения у духовника, который рассудит возможность участия в подобной традиции, исходя из духовного и телесного здоровья просящего.

Помятуя о том, какой великой святыней является агиасма, и заботясь о ближних своих, нужно рассказывать им о благочестивом отношении к ней, о недопустимости обращения с ней как с ритуальным или сугубо физическим явлением. С любовью к ближнему нужно объяснить о важности приобщения к общей молитве в церкви и благоговейном потреблении святой крещенской воды. 

DSC_1078.jpg

DSC_1079.jpg

DSC_0971.jpg

DSC_0981.jpg

DSC_0995.jpg

DSC_0997.jpg

DSC_1006.jpg

DSC_1028.jpg

DSC_1080.jpg

DSC_1081.jpg