“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Рождество Пресвятой Богородицы

8 сентября (21 сентября по новому стилю) Церковь молитвенно празднует Рождество Пресвятой Богородицы.

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

150-летие со дня прославления иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской

1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская.

Проповеди

«Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир…»

(Стихира на литии. Служба Крещения Господня)

Нынешний праздник в православной традиции именуется Крещением Господним или Богоявлением. Почему же Богоявлением именуют день, когда Христос принял крещение, а не день, когда Он родился? Потому что до принятия крещения в водах Иордана, Господь наш Иисус Христос не был еще известен людям. Другой смысл именования праздника в том, что в этот день миру была явлена тайна Пресвятой Троицы. Голос Бога Отца с небес: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором мое благоволение» (Мф.3:17); и сошествие Духа Святого на Сына Божия.

Егда в мире есмь,  свет есмь миру (Ин.9:5).

 Это было очень давно, сотня поколений за это время сменила друг друга, более двух тысяч лет назад на земле родился Иисус Христос, истинный Бог и истинный Человек. Родился в Вифлееме, небольшом городке близ Иерусалима, в пещере-хлеву, зимой, в декабре месяце. Здесь нашли прибежище Богородица и святой Иосиф Обручник. Пришли они в Иудею, исполняя повеление кесаря Августа о переписи населения. Их тихая жизнь проходила в галилейском селении Назарет, но, как ведущие своё происхождение от Давида, они должны были записаться в списки переписи в Вифлееме. Все дома и гостиницы в городе были переполнены людьми, так же пришедшими на перепись. Хорошо ещё, что нашлась пещера, где воздух согревали своим дыханием домашние животные. Здесь и родился Богомладенец. Ангелы возвестили пастухам об этом чуде, звезда привела восточных царей на поклонение Иисусу Христу. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2:14), - пели ангельские воинства. Это было действительно торжество, и сегодня через столько лет мы причащаемся этого торжества, если потрудились в своей жизни для этого. А если мы недостойны? Пусть нас устрашит пример Ирода, убившего 14 тысяч младенцев только из-за того, что не давало ему покоя празднуемое нами событие Рождества.

Пречистый храм Спасов,
многоценный чертог и Дева,
священное сокровище славы Божия,
днесь вводится в дом Господень…

(из кондака праздника)

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — так полностью называется праздник, который Русская Православная Церковь отмечает 4 декабря (по новому стилю). 

И произошла на небе война: Михаил и Ангелы
его воевали против дракона… (Откр.12,7)

Празднование сие установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора. В частности, этот Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

“Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть,
а для нас, спасаемых, – сила Божия!”

(Послание апостола Павла к коринфянам). 

День Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня — один из древнейших православных праздников. Совершается он в память двух событий из истории Креста Господня: в память обретения его в IV веке и в память возвращения его от персов в VII веке. 

«Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо воссия Солнце Правды
Христос Бог наш и, упразднив смерть,
дарова нам живот вечный»

(Тропарь праздника)

Такими словами святая Церковь изображает значение празднуемого события – рождества Пресвятой Богородицы. Когда родится обыкновенный человек, этому событию радуются, главным образом, родители и близкие. Они не знают, кем он станет, какую пользу принесет людям, что доброе совершит за свой земной путь, но они радуются, ибо в мир вошел новый человек. Сегодня же святая Церковь свидетельствует, что рождество Девы Марии принесло радость не только ее родителям - праведным Иоакиму и Анне, долго и терпеливо ожидавшим благословения Божия, а «всей вселенней», и объясняет причину этой всеобщей радости: «Из тебе бо, – то есть от Пресвятой Девы, – воссия Солнце Правды Христос Бог наш».

«Источник исцелений во всечестнем храме Девы
днесь являет Господь чрез живоносный Тоя образ,
обновляя души и телеса, верою и любовию
Богородицу Величающих»

(кондак)

14 сентября (1 сентября по старому стилю) 1869 года Богу было угодно прославить икону Своей Пречистой Матери, находившуюся в иконостасе пещерного храма Гефсиманского скита. В этот день при иконе исцелилась от тягчайшей болезни женщина Фекла 28 лет. Когда внесена была она в храм Архистратига Михаила, то почувствовала в себе нечто необыкновенное: ею овладел страх, соединенный с радостью. С благоговейным трепетом и слезами стала прикладываться она к иконам Пещерного храма. Когда же поднесли ее к Черниговской иконе, больная вдруг громко возопила: «Пустите меня!» Державшие ее почувствовали, будто какая-то сила тянет ее к иконе: кости и суставы в теле больной хрустели - ее выпустили из рук. И к общему изумлению больная внезапно сама становится на ноги и затем падает ниц пред иконой Пречистой Богородительницы, утопая в слезах умиления и изливая пред Нею чувство благодарности.

«Пролейте, братия, слезы свои о мне,
ваша молитва да будет для меня
ходатайством на суде»

(прп. Ефрем Сирин)

Сегодня Святая Церковь торжественно отмечает праздник Успения Божией Матери. Сегодня мы радуемся, несмотря на то, что смерть обычно сопровождается совсем другими чувствами. Смерть воистину страшна, но страшна тем, кто не знает Креста. Всю силу смерти составляет грех и его последствия, поэтому, кто не понимает сути покаяния, прощения и воскресения, тот и живет в страхе. В страхе от всего: от болезней, стихийных бедствий, суда, вечности, настоящего и будущего. Но мы сегодня наблюдаем картину прямо противоположную – Церковь показывает нам, что Господь победил смерть, что она несет для нас окончание земных трудов и начало, надеемся, блаженной вечности. Жизнь и, главное, честное Успение Пресвятой Богородицы, являются в этом смысле для нас весьма назидательными.

«Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою,
якоже можаху»
(из тропаря праздника Преображения Господня)

Сегодня мы празднуем преславное Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, которое произошло на горе Фаворе в Палестине.

Однажды глубоким вечером преподобный Сергий совершал свое обычное молитвенное правило, он весь был погружён в молитву за своих духовных чад. И вдруг его позвал по имени голос: «Сергий!». Преподобный открыл оконце своей келии и увидел множество чудных птиц и дивный свет в ночи озаряющий всё кругом. Голос свыше послышался вновь: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют они, и так чудно будут они украшены разными добродетелями…» (из жития преподобного Сергия Радонежского).

19 июля 1995 года в день Собора Радонежских святых была совершена канонизация иеромонаха Варнавы (Меркулова). Это торжество возглавил святейший патриарх Алексий II, сослужил ему сонм архиереев, братия Лавры в священном сане. Служба совершалась в Успенском соборе Троице-Сергиевой обители. Материалы для канонизации были собраны архим. Георгием (Тертышниковым), насельником Лавры, им же написано и полное житие святого.

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 ... 15 След.