Новости
Неделя Крестопоклонная
Третья неделя Великого поста называется Крестопоклонной: за Всенощным богослужением после Великого славословия в центр храма выносится Животворящий Крест Господень.
Родительская суббота третьей седмицы Великого поста
По Уставу в течение Великого поста Церковь не совершает обычных ежедневных поминовений: панихид, литий. Однако же почившие православные христиане не лишились спасительного предстательства Церкви, для чего установлены дни особого поминовения в субботы...
Родительская суббота
11 марта совершается первое в Великий пост особое поминовение усопших.
Проповеди
«Кресту Твоему поклоняемся Владыко,
и Святое Воскресение Твое славим»
Сегодня Святая Церковь, прославляя Животворящий Крест Господень, вспоминает два события. Первое событие – Обретение Креста в IV веке св. равноапостольной царицей Еленой и воздвижение его святителем Иерусалимской Церкви – Макарием при многочисленном стечении народа, жаждавшего, хотя бы издали, увидеть Крест Христов. Второе событие – было в VII столетии. Во время войны с греками персы захватили места священных воспоминаний и увезли к себе Крест Господень. Но в 628 году византийский император Ираклий заключил с персами договор, по которому утраченная святыня, Животворящий крест, была возвращена в Византию.
Настоящий праздник есть для нас начало праздников.
Он служит дверью к благодати и истине.
Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм,
и тварь(в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу.
(«Слово на Рождество Пресвятой Богородицы святителя Андрея, архиепископа Критского»)
8 ст. ст./ 21 н. ст. сентября Церковь празднует Рождество Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Священное Предание Церкви хранит в веках историю Ее рождения.
…благослови венец лета благости Своея Господь…
(из тропаря Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери)
Именно из этих слов тропаря, мы каждый раз воспоминаем событие её прославления, которым Господь ознаменовал начало Церковного новолетия - «венец лета», так как если 14 сентября перевести на старый стиль, которого придерживается Православная Церковь, это и будет 1 сентября – начало индикта (греч. - периода).
«В Рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси
Богородице, преставилася еси к животу,
Мати сущи Живота: и молитвами Твоими
избавляеши от смерти души наша»
(тропарь праздника).
Всем существом Своим Пречистая Дева стремилась к небу. Чем ближе подходила Она к вожделенному переходу в миры иные, тем сосредоточеннее становилась Её всегда молчаливая и углубленная в Себя душа.
Однажды, когда Богоматерь молилась, явился пред Нею с лицом, сияющим радостью, архангел Гавриил. Он принёс Ей от Господа радостную весть о скором Её преставлении, которое, как он сказал, должно было произойти через три дня.
«Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою,
якоже можаху: да возсияет и нам грешным
свет Твой присносущный,
молитвами Богородицы,
Светодавче, слава Тебе»
(тропарь Преображению Господню)
Преображение Господне, считаясь Церковью одним из двунадесятых праздников, уже в IV веке имело видное место в церковном календаре, как мы видим из проповедей и поучений таких великих Отцов Церкви, как святитель Иоанн Златоуст, преподобный Ефрем Сирин и святитель Кирилл Александрийский; истоки праздника восходят к первым векам христианства. В том же IV веке святая царица Елена воздвигла в честь праздника храм на фаворской горе, на самом месте Преображения. Несмотря на то, что воспоминаемое событие произошло в феврале, за 40 дней до распятия, праздник был перенесен на месяц август, так как неуместно было отмечать славу и радость праздника среди покаянной скорби Великого Поста. Шестой день августа был выбран потому, что он приходился за 40 дней до праздника Воздвижения Креста Господня (14-го сентября по старому стилю), когда снова воспоминались Страсти Господни.
Светильника веры и образ благочестия
явил еси нам, Господи, Варнаву Преподобного
сей бо, праведно пожив,
многия люди к покаянию приведе
и светом Евангельским просвети Его же молитвами,
Христе Боже, даруй нам велию милость.
(Канон прп. Варнаве, светилен)
Один из сегодняшних праздников, отмечаемых Русской Православной Церковью, - прославление преподобного Варнавы Гефсиманского в лике Радонежских святых.
Родился преподобный Варнава (в крещении Василий) в селе Прудищи Тульской губернии 24 января 1831 года в благочестивой крестьянской семье Илии и Дарии Меркуловых. В детстве он обучался в школе псаломщиков, а затем – слесарному делу. Познакомившись с монахом-анахоретом Геронтием, стал под его духовное руководство. В 1851 году был принят в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, куда вскоре перешел и его духовник. Однако через месяц, захотев более уединенного места, по Промыслу Божию, поступил в Гефсиманский скит, где его духовным руководителем стал монах отшельник Даниил. Послушания он нес в слесарной мастерской и был известен, как «Василий слесарь». Затем он стал проводником богомольцев по пещерному отделению Гефсиманского скита.
«Благословен еси, Христе Боже наш,
Иже премудры ловцы явлей,
низпослав им Духа Святаго,
и теми уловлей вселенную,
Человеколюбче, слава Тебе».
(Тропарь Тропарь св. Живоначальной
Троице (Праздника Пятидесятницы)).
В праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. Этот праздник называется также Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.
Еже о нас исполнив смотрение,
и яже на земли соенденив небесным,
вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
никакоже отлучаяся, но пребывая не отступный,
и вопия любящим Тя:
Аз есмь с вами и никтоже на вы.
(Кондак на Вознесение)
Прошли светлые дни радости о Воскресшем Христе. Прекратила свое звучание песнь божественной победы над смертью Спасителем. И ныне Святая Церковь вспоминает события вознесения Господня, когда Христос оставляет Своей плотью землю и восходит на небо. В этот день, как повествуют евангелисты, Воскресшый Господь в последний раз явился своим ученикам, для того чтобы, как бы, подвести итог прожитому и дать наставления и благословения тем, кто будет продолжать жить и трудится на земле.
Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас.
(Триодь постная, служ. Вел. Суб.)
Пасхальные дни есть дни особенного веселия, особенной радости. Святитель Григорий Богослов, исполненный духовного ликования, восклицает: «Христос восстал из мертвых – восстаньте с Ним и вы; … Христос из гроба – освобождайтесь от уз греха».
Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.
(Зах.9:9)
С первых строк мы видим с Вами доказательство предзнаменованного события, ибо не кто иной, как пророк Захария, именно этими словами предвозвестил не только событие, но и его подробности, которые со всей ясностью показывали, каков именно должен быть Мессия. Но описание событий в предании показывает во всей контрастности, что народ, развращенный грехами и диаволом, совсем не такого ожидал Мессию.