Новости
Святое Богоявление
В праздник Богоявления Церковь воспоминает явление миру Пресвятой Троицы при Крещении Господа. Бог Отец глаголет с небес о Сыне, Сын крестится во Иордане от святого Предтечи Господня Иоанна, Дух Святой сходит на Сына в виде Голубя. О событии этом...
Навечерие Богоявления
Изначально 6 января (по Юлианскому календарю) было принято вспоминать и Рождество Христово, и Крещение Господне. Этот праздник назывался Богоявлением. Тогда праздновалось и воплощение Христа в мир, и явление Святой Троицы на водах Иорданских...
Рождество Христово
7 января (25 декабря по старому стилю) Церковь молитвенно празднует Рождество Христово.
Проповеди
Источник исцелений во всечестнем храме Девы
днесь являет Господь чрез живоносный Твой образ,
обновляя души и телеса, верою и любовию
Богородицу Величающих
(кондак).
Согласно древнему церковному Преданию, первую икону Пресвятой Богоматери написал еще при Ее жизни святой апостол и евангелист Лука. Сама Пречистая Богородица видела это изображение и благословила его, сказав, что с этой иконой пребудут Ее Благодать и Сила. И сами эти Благодать и Силу, данные ей Богом, Господь обнаруживает, иногда, явным для всех образом через чудеса исцелений от Ее икон, прославляя таким образом последние. Церковь, как правило, в день явления первого чуда от иконы, и устанавливает, в знак благодарности, особое памятное чествование или праздничное богослужение, согласно событию.
Ангел множества славословят Тя,
и человеческий род предпразднственная воспевает Ти,
яко преставился еси от земли к Рождшемуся из Тебе, Богородице Чистая,
и молишися прилежно избавитися от бед
верою совершающим Твое, Дево, преставление.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы исторически был у нас одним из самых долгожданных, ведь это, как и Пасха Христова, напоминание о жизни будущей, лучшей, о том, что земная кончина для христианской души – временна, это только переход, соединение с Богом. Не случайно, в России так много обителей, посвященных этому событию.
«Мы видели славу Его, славу, как
Единородного от Отца» (Ин.1:14).
«Он… Свет истинный, который просвещает
всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:8-9).
В середине успенского поста, девятнадцатого августа, православные христиане празднуют двунадесятый праздник Преображения. В этот день мы вспоминаем явление Господа Иисуса Христа в Славе нетварного Света на горе Фавор, свидетелями этого чуда были три ближайших ученика Спасителя, апостолы Петр, Иоанн и Иаков.
«И долго, долго будет жить
Меж нас отец Варнава:
Того не могут позабыть,
Кто здесь умел для Бога жить,
Кто был отчизне слава».
Иеромонах Ефрем «Заветная келья», 1912 г.
Так тепло и с искренней любовью писал о старце иеромонах Ефрем – письмоводитель преподобного Варнавы, а после его блаженной кончины – братский духовник Пещерной обители.
"...внезапно сделался шум с неба,
как бы от несущегося сильного ветра,
и наполнил весь дом, где они находились.
И явились им разделяющиеся языки как бы огненные,
и почили по одному на каждом из них.
И исполнились все Духа Святого,
и начали говорить на иных языках,
как Дух давал им провещавать..."
(Деян. 2, 24)
Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, — подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами.
"Воспоим вси людие,
на рамех Херувимских вознесшуся со славою Христу
и спосадившему нас одесную Отца,
песнь победную: яко прославися".
(Канон праздника, гл.5, песнь 1)
Еще только вчера, в последний раз в этом году, мы слышали и произносили своими устами слова торжественных пасхальных песнопений. А сегодня мы уже празднуем торжественное событие, имеющее огромное значение для нашей христианской Церкви, для всего человеческого рода. Сегодня Церковь напоминает нам о Вознесении на Небо Господа нашего Иисуса Христа.
«Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех
И нас на земли сподоби, чистым сердцем, Тебе славити.»
(Стихира праздника Пасхи)
Христос Воскресе! Братья и сестры, ни одно событие в истории христианской Церкви не празднуется с такою радостью, торжественностью и продолжительностью как Воскресение Христово. Целых сорок дней со дня Воскресения святая Церковь оглашается восторженным пением: «Христос Воскресе!» Поистине светлое Христово Воскресение есть праздников праздник и торжество из торжеств. Столь продолжительно отмечается этот праздник потому, что и Сам Господь, по воскресении Своем, в продолжение сорока дней являлся ближайшим ученикам Своим - апостолам и мироносицам – поселял в душах их радость и уверенность в истинности Своего воскресения.
Величаем Тя, Живодавче Христе,
Осанна в вышних и мы Тебе вопием
Благословен Грядый во Имя Господне.
(Величание праздника)
Вход Господень в Иерусалим (Неделя Ваий, Вербное Воскресенье) Православная Церковь отмечает в последнее, шестое воскресенье Великого поста.
Вход Господень в Иерусалим — один из 12 двунадесятых праздников в Православии. Этот преходящий праздник бывает ровно за неделю до Христова Воскресения.
«Дух Святой найдет на Тебя и сила
Всевышнего осенит Тебя…»
(Лк. 1:35)
Святой Иоанн Златоуст называл Благовещение «корнем праздников», началом всех праздников.
Архангел Гавриил – первый благовестник спасения человеческого, или чуда Божия. Пречистая Дева Мария первая услышала это благовествование и первая и единственная из человеков вострепетала от страха и радости. Под сердцем Ее имел преклонить главу Свою и облечься в плоть Господь, Творец нового и Обновитель ветхого мира. Во дни предшествующие великому дню Рождества Христова, когда пришла полнота времени, когда великие пророчества настигли друг друга в исполнении своем, когда истекли сроки, предвещенные пророком Даниилом, когда оскудел князь от колена Иудина, когда немощный род человеческий воздыхал вместе с окружающей его немощною природой, уже не ожидая спасения ни от человека, ни от природы, но только от Бога единого…
(Надгробная надпись).
В 1906 году (17 февраля по старому стилю) скончался старец Гефсиманского скита и основатель Иверского Выксунского женского монастыря иеромонах Варнава, 75 лет от роду.
Это был простой монах-священник, проживший значительную часть своей жизни в скиту близ Троице-Сергиевой Лавры, не отличавшийся особой образованностью и не имевший внушительного послужного списка с карьерным ростом. Но это был удивительный человек, к которому шли за советом миллионы русских людей разных сословий и званий. Таких исключительных людей как он было в России в то время не много: протоиерей Иоанн Кронштадский да оптинские старцы.