“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

День памяти преподобного Варнавы Гефсиманского

19 июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского, Церковью празднуется Собор Радонежских святых.

Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского

18 июля (5 июля по старому стилю) Церковью установлено молитвенное празднование обретения мощей святого преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.

День памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла

12 июля (29 июня по старому стилю) Святая Церковь молитвенно празднует день святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла.

Изречения других старцев

 Изречения иеромонаха Александра Гефсиманского

Пишешь, что спастись хочется, а терпения нет. Если будешь идти путём, проложенным святыми отцами, то не заблудишься и не впадёшь в пропасть или в стремнину. Бог печётся о нас и промышляет более, нежели мы сами. Он устраивает наше спасение, однако же не хочет, чтоб мы искали в здешней жизни отрадного. Все святые отцы и матери шли скорбным путём, не малодушествовали в лютейших скорбях душевных и телесных и, по претерпении их в совершенном смирении, получили полное успокоение, даже духовное дарование. Хотя трудно бороться с собою, но нужно, ибо жизнь наша есть бескровное мученичество.

Ученик иеросхимонаха Александра однажды спросил его: «Батюшка! Знают ли наши умершие, кто именно и когда за них молится?» На этот вопрос, сильно интересующий, как известно, весьма многих, особенно лишившихся близких сердцу людей, старец ответил следующим рассказом наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония, оставившего память о себе как о человеке жизни духовной. Накануне сорокового дня по кончине диакона я в своей келье прилёг для краткого отдыха, но вот слышу – кто-то входит ко мне. Келья осветилась – я вижу пред собою почившего диакона. – Я пришёл Вас поблагодарить, – говорит он. – За что? – спрашиваю. – За то, что Вы молились обо мне. – Не я один молился, и прочая братия также молилась; я велел везде записать Вас и поминать. Диакон говорит, что он нигде не записан и его нигде не поминали. Действительно, как я после справился, диакона забыли записать. «Почему же Вы знаете, – говорю ему, – что я о Вас молился?» Он отвечал: «Если человек и на 3 сажени в землю зароется, то мы, с кем Господь сотворит милость, видим, какой человек молится, кому молится, за кого и о чём просит; тем более Господь всё это видит». – Как Вы прошли мытарства? – спрашиваю его. – Как молния, – отвечает он. – Почему же? – Потому что Господь сподобил меня причаститься в этот день и час.

Как же вы от малой скорби колеблетесь? Вы желаете взять на себя великое, а оно достигается только скорбями, терпением и непрестанным призыванием имени Господня. Многие брали на себя много, но, не испытавши себя прежде терпением в скорбях, всё растеряли, и все их подвиги не устояли, как неправильные, потому что только смирением и терпением побеждаются тщеславие, самолюбие, гордость, уныние и другие подобные страсти. Вступить без оружия в борьбу с тем, который ведёт с нами брань уже восьмую тысячу лет, весьма опасно: много он нашего брата свёл в преисподнюю. Принимай обличение охотнее, нежели похвалу: оно научит тебя смирению и терпению.
Искушённый всё знает, а неискушённый, ещё водимый духом мирским, и не понимает, отчего может быть вред для души. При том же, что мы терпим, страдая от бывающих нам непрятностей и скорбей, есть плод нашего внутреннего устроения и возмездие за сделанные грехи. По всему имеем пить чашу полыни судеб Божиих как для очищения за грехи, так и для исправления нашего устроения. Поэтому старайся принуждать себя к перенесению того, что тебе не нравится. Укоряй себя при сознании своих немощей, чтобы изработать смирение. Сим можешь успокоиться, а то, хотя и на небо вселишься, и там не обрящещь покоя с гордостью и самомнением, и там не потерпишь. Смирение есть такое оружие, которое годно сильно низложить всякие коварства и стрелы вражии. Смирение одно сильно нас представить пред Богом, а без смирения дела нас не спасут.

На молитвы отцов добро и похвально уповать, но следует при всём том и себя не забывать. И как Вы имеете раскаяние и произволение ко исправлению своих немощей, то Господь по Своему милосердию силён Вас простить и восстановить на правую стезю. Вы жалуетесь на себя, что нет исправления и что, хотя и все средства имеете ко благоугождению Божию, но от лености и нерадения остаётесь без успеха. да как же ты хочешь без понуждения и борьбы получить награду бесстрастия? Страсти внутри нас, они ещё не побеждены, да и нам неизвестны. А когда явится вина, тогда и обличатся страсти. С нашей же стороны требуется сопротивление, и чрез борьбу со страстями мы становимся лучшими, при помощи Божией, потому что, познав свою немощь, приходим в смирение.

Уповая на молитвы отцов, надо и себя подгонять, ибо что посеешь, то и пожнёшь. В терпении вашем стяжите души ваши (Лк.21,19), научает Святое Писание, потому-то без терпения не может усовершиться ни одна добродетель, без терпения и смирения все наши подвиги сомнительны, и сколько может сердце вместить в перенесении скорбей, столько вмещает и благодати Божией. Сказано: в скорби помянух Бога и возвеселихся (Пс.76,4); и ещё: много скорби праведным (Пс.33,20). Все святые шли путём скорбным, тесным и получили Царство Небесное, потому чтотесен путь вводящий в живот вечный и пространен путь вводящий в погибель, и многие входят им (ср.: Мф.7,13-14).

Да даст Вам Господь Бог разум и просветит Ваш ум увидеть себя, и чтоб обновилась душа Ваша благодатию Всесильного Бога и приняла силу ко исполнению святых его заповедей, ибо страх – отец, а внимание – матерь внутреннего покоя. Тот же рождает совесть чистую. А кто сие творит, и душа того, как в некой воде чистой и невозмущённой, узрит свою красоту. И от того, т.е. от познания себя, от спасительного страха, рождаются начатки и корень покаяния. А честь мира сего и богатства подобны мгле утренней, которая очами человеческими зрится и покрывает землю и горы, леса и моря и, когда возвеет ветр, – тотчас исчазает как небывалая. так и наши чувственные утешения. Пути добрых и злых идут между собою весьма близко, и злой не знает, чем он кончит впоследствии, и добрый не твёрдо стоит в добродетели. Но, как порок ослабляется страхом, добродетель же – завистию, то и надо быть весьма осторожным, чтобы не уязвило жало смерти.

Бог видит все желания и воздыхания наши, от Него ничто не утаится, но всё-таки и с нашей стороны требуется борьба с самим собою и сопротивление своим страстям. Чрез борьбу эту, при помощи Божией, мы бываем лучшими, познаём свои немощи и приходим в смирение. Видим в отеческих писаниях, что страсти наши нас смиряют и уничтожают наше высокое о себе мнение, которое неугодно Богу. Смирение сильно и без дел представить нас пред Богом, а дела без смирения не спасут. Приятнее для Бога грешник смиренный, нежели праведник, да самомнительный, гордый. Да даст тебе Господь истинный разум увидеть себя и да укрепит тебя в настоящих скорбях, которые не без воли Его находят на нас.

А о неплодствии душевном не скорби: ни в чём не отпадёшь и удостоишься получить милость Божию. По словеси Господню: не осуждай, и не осуждена будешь (ср.:Мф.7,11). Принимай обличения с благодарением; оно воспользует тебя более, нежели всё, и научит терпению и смирению, как царь Давид пишет: смирихся, и спасе мя (Пс.114,5). Бог да наставит тебя в сем и укрепит. Но конечно истинное произволение испытуется на деле, а не на словах, как и военное искусство. И об искусстве вионов мы судим не по тому, как они учатся артикулу и манёврам, но когда они, побывав много раз в сражениях, побеждают или бывают побеждены.

Изречения святителя Филарета Московского

«Если жалуемся на леность и холодность, надобно поискать, не впал ли в душу какой из тех помыслов, кои тяготят долу, а не воспаряют горе, а эти помыслы, в коих что-либо присвояется или приписывается себе: успех дела, похвала, замечание недостатков ближних с перевесом в нашу пользу. Искуси мя, Господи, и испытай мя, и виждь, аще есть путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен. Провидение Божие не случайно попускает поражающие события, но или в наказание или в наставление. Если попускается врагу душ играть жизнь человека, то не потому ли, что не довольно были в нём утверждены прежде начала добра, с которыми соединено бывает благодатное охранение?»