Новости
Святое Богоявление
В праздник Богоявления Церковь воспоминает явление миру Пресвятой Троицы при Крещении Господа. Бог Отец глаголет с небес о Сыне, Сын крестится во Иордане от святого Предтечи Господня Иоанна, Дух Святой сходит на Сына в виде Голубя. О событии этом...
Навечерие Богоявления
Изначально 6 января (по Юлианскому календарю) было принято вспоминать и Рождество Христово, и Крещение Господне. Этот праздник назывался Богоявлением. Тогда праздновалось и воплощение Христа в мир, и явление Святой Троицы на водах Иорданских...
Рождество Христово
7 января (25 декабря по старому стилю) Церковь молитвенно празднует Рождество Христово.
Слово на день преставления преподобного Варнавы Гефсиманского
(Надгробная надпись).
В 1906 году (17 февраля по старому стилю) скончался старец Гефсиманского скита и основатель Иверского Выксунского женского монастыря иеромонах Варнава, 75 лет от роду.
Это был простой монах-священник, проживший значительную часть своей жизни в скиту близ Троице-Сергиевой Лавры, не отличавшийся особой образованностью и не имевший внушительного послужного списка с карьерным ростом. Но это был удивительный человек, к которому шли за советом миллионы русских людей разных сословий и званий. Таких исключительных людей как он было в России в то время не много: протоиерей Иоанн Кронштадский да оптинские старцы.
Что же притягивало душу человека к старцу Варнаве, почему люди в большинстве своем не обращались с наболевшим, например, к ученым богословам или иным священникам? Ответ на этот вопрос заключен в особенной духовной одаренности этого человека. Епископ Трифон, знавший иеромонаха Варнаву более двадцати лет, в своем надгробном слове, отсылая слушателей к посланию апостола Павла (1 Кор.12, 4-9), указывает на этот факт, говоря,что все святые имеют различные дары Святого Духа для пользы людей, и что батюшка Варнава тоже выделялся среди прочих священников очевидными дарованиями. Первым из таких дарований у него был дар веры,так необходимый человечеству 19 века - веку все нарастающего безбожия. Еп. Трифон замечает, что для старца не существовало преград между нашим миром и миром загробным. «Никакой и тени сомнений и колебаний у него не было в отношении истин веры, все его существо было проникнуто этой верой,все его поступки вытекали из этой веры…. Особенно же он был велик,когда ему приходилось иметь дело с маловерными и малодушными людьми. Здесь своей верой он их настолько ободрял и вдохновлял, что долго после этого они смело и бодро шли житейским путем» (стр. 160)1. Кроме очевидного дара веры старец имел от Бога и дар любви.Этот дар люди ощущали даже за короткий промежуток времени общения с батюшкой.Проявля
Но, конечно же, не сразу, а путем тяжелого подвига, непрестанной молитвы и внутренней работы над самим собой человек достигает духовной высоты. Здесь достаточно вспомнить замечание св.ап.Иоанна Богослова, относительно только одного дара любви, что Любовь - есть совокупность совершенства, т.е. венец всех добродетелей. Из жизнеописания старца Варнавы, мы видим, что и он, прошел путем св. подвижников и преподобных отцов, положив в основание своей духовной жизни прочный фундамент добродетели смирения. Именно смирение, согласно общему взгляду св. отцов, и является необходимым духовным условием, при котором Бог может дать подвижнику Свои особые дарования для назидания и пользы людей. Еп. Трифон вспоминает о многотрудной жизни батюшки: «Он был необыкновенно строг к себе: какую простую подвижническую жизнь вел он молодым послушником, такую он продолжал вести до самой смерти - будучи уже больным старцем. Никаких поблажек себе он не позволял, даже самой невинной прихоти. Он носил самую простую одежду, вкушал самую грубую пищу, мало спал… Бывало, совершив с ним продолжительную литургию в Доме презрения и видя, что он торопится уехать, скажешь ему: «Батюшка, да отдохните немножко!» Но он обыкновенно шепнет, сжав мою руку: «Прости, не могу, ведь там их несколько сот дожидается, ведь они все скорбны, несчастны!» И с какою любовью в это время звучит его голос! И с раннего утра до поздней ночи открыты были двери его келлии, кроме времени богослужения» (стр. 162)3. Старца Варнаву давно предостерегали от переутомления и советовали отдохнуть, но он всегда отвечал, что пока живем, надо приносить пользу людям. Он умер, как и жил, на службе Богу и ближнему.
Какой теплоты полны воспоминания видевших старца людей. Поистине они отражают красоту жизни этого подвижника. А как известно наука о добродетельной жизни содержится в книге с интересным названием «Добротолюбие», что в переводе означает «Красото
1-3Преподобный Варнава старец Гефсиманского скита.Архимандри