“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

150-летие со дня прославления иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской

1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская.

Молебен перед началом учебного года

31 августа, по традиции, в Гефсиманском Черниговском Скиту отслужен молебен перед началом учебного года.

Слово на день преставления преподобного Варнавы Гефсиманского

 

ikona-prp-Varnava-2014«Он жил во славу Божию»

(Надгробная надпись).

В 1906 году (17 февраля по старому стилю) скончался старец Гефсиманского скита и основатель Иверского Выксунского женского монастыря иеромонах Варнава, 75 лет от роду.

Это был простой монах-священник, проживший значительную часть своей жизни в скиту близ Троице-Сергиевой Лавры, не отличавшийся особой образованностью и не имевший внушительного послужного списка с карьерным ростом. Но это был удивительный человек, к которому шли за советом миллионы русских людей разных сословий и званий. Таких исключительных людей как он было в России в то время не много: протоиерей Иоанн Кронштадский да оптинские старцы.

Что же притягивало душу человека к старцу Варнаве, почему люди в большинстве своем не обращались с наболевшим, например, к ученым богословам или иным священникам? Ответ на этот вопрос заключен в особенной духовной одаренности этого человека. Епископ Трифон, знавший иеромонаха Варнаву более двадцати лет, в своем надгробном слове, отсылая слушателей к посланию апостола Павла (1 Кор.12, 4-9), указывает на этот факт, говоря,что все святые имеют различные дары Святого Духа для пользы людей, и что батюшка Варнава тоже выделялся среди прочих священников очевидными дарованиями. Первым из таких дарований у него был дар веры,так необходимый человечеству 19 века - веку все нарастающего безбожия. Еп. Трифон замечает, что для старца не существовало преград между нашим миром и миром загробным. «Никакой и тени сомнений и колебаний у него не было в отношении истин веры, все его существо было проникнуто этой верой,все его поступки вытекали из этой веры…. Особенно же он был велик,когда ему приходилось иметь дело с маловерными и малодушными людьми. Здесь своей верой он их настолько ободрял и вдохновлял, что долго после этого они смело и бодро шли житейским путем» (стр. 160)1. Кроме очевидного дара веры старец имел от Бога и дар любви.Этот дар люди ощущали даже за короткий промежуток времени общения с батюшкой.Проявлялся этот дар в удивительном умении проникнуться горем человека,утешить его, ободрить и сообщить ему благодатную тишину и спкойствие своего духа (вспомним для параллели знаменитую фразу преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи».) Еп. Трифон отмечает: «Для того, чтобы так утешить человека, необходимо ему в полной мере сострадать, а для того,чтобы сострадать человеку, надо совершенно уничтожить ту духовную преграду, которую ставят между нами самолюбие,чувственность и др. страсти, заставляющие нас глядеть на своего ближнего с недоверием, сухостью, а иногда даже с раздражением и озлоблением…. Человек же истинно христианской любви смотрит на всякого, приходящего к нему ,кто бы он ни был,как на самого милого, доброго брата или сестру. Он весь, так сказать, претворяется в него, живет его жизнью, действительно переживает его страдание, весь уходит в бездну его зол и скорбей, не только не гнушается его страшных духовных ран, но готов и жизнь свою отдать за их исцеление» (стр.161)2. Как говорил св.ап.Павел, он готов был быть отлучен от вечного блаженства но лишь бы не погибли его братья по крови, т.е. его народ». Старец Варнава носил имя, означающее в переводе - сын утешения. И ,наверное, в связи с полным соответствием своему имени и послушанию (он был назначенным духовником обители) ему был дан еще один дар - прозрения, выражавшегося в видении темных и светлых уголков человеческой души и в пророческом предуказании будущего для человека. Еп.Трифон указывает, что старец Варнава имел еще и дар мудрости. Вся совокупность его духовных дарований имела силу не только утешать, наставлять и вразумлять, но и перерождать и воскрешать духовных мертвецов.

Но, конечно же, не сразу, а путем тяжелого подвига, непрестанной молитвы и внутренней работы над самим собой человек достигает духовной высоты. Здесь достаточно вспомнить замечание св.ап.Иоанна Богослова, относительно только одного дара любви, что Любовь - есть совокупность совершенства, т.е. венец всех добродетелей. Из жизнеописания старца Варнавы, мы видим, что и он, прошел путем св. подвижников и преподобных отцов, положив в основание своей духовной жизни прочный фундамент добродетели смирения. Именно смирение, согласно общему взгляду св. отцов, и является необходимым духовным условием, при котором Бог может дать подвижнику Свои особые дарования для назидания и пользы людей. Еп. Трифон вспоминает о многотрудной жизни батюшки: «Он был необыкновенно строг к себе: какую простую подвижническую жизнь вел он молодым послушником, такую он продолжал вести до самой смерти - будучи уже больным старцем. Никаких поблажек себе он не позволял, даже самой невинной прихоти. Он носил самую простую одежду, вкушал самую грубую пищу, мало спал… Бывало, совершив с ним продолжительную литургию в Доме презрения и видя, что он торопится уехать, скажешь ему: «Батюшка, да отдохните немножко!» Но он обыкновенно шепнет, сжав мою руку: «Прости, не могу, ведь там их несколько сот дожидается, ведь они все скорбны, несчастны!» И с какою любовью в это время звучит его голос! И с раннего утра до поздней ночи открыты были двери его келлии, кроме времени богослужения» (стр. 162)3. Старца Варнаву давно предостерегали от переутомления и советовали отдохнуть, но он всегда отвечал, что пока живем, надо приносить пользу людям. Он умер, как и жил, на службе Богу и ближнему.

Какой теплоты полны воспоминания видевших старца людей. Поистине они отражают красоту жизни этого подвижника. А как известно наука о добродетельной жизни содержится в книге с интересным названием «Добротолюбие», что в переводе означает «Красотолюбие», т.е. не просто любовь к добру, а любовь к красоте, содержащейся в делании этого добра (или попросту в правильной жизни ). Постараемся же и мы, по совету преп. Антония Великого, стяжать (приобрести) от каждой добродетели хотя бы понемногу, чтобы увидеть истинную красоту жизни и обрести её смысл.

1-3Преподобный Варнава старец Гефсиманского скита.Архимандрит Георгий(Тертышников).Свято-Троицкая Сергиева Лавра.2008.