“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Суббота Акафиста

Во исполнение благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о проведении ночной службы с 3 на 4 апреля, в Боголюбской Киновии отслужена Божественная Литургия.

Молебное пение

Братия и сестры!

Ежедневно в обители совершается Молебное пение «Во время губительного поветрия и распространения заразы».

Принимаем записки на молебен. Оставить требу можно на соответствующей странице.

Объявление

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывает всех архиереев, клириков, монашествующих и мирян Московской епархии к усиленной молитве в нынешних сложных эпидемиологических условиях.

Молитвой «во время распространения вредоносного...

Праздник Преображения Господня

image002

«Мы видели славу Его, славу, как
Единородного от Отца» (Ин.1:14). 
«Он… Свет истинный, который просвещает 
всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:8-9).


В середине успенского поста, девятнадцатого августа, православные христиане празднуют двунадесятый праздник Преображения. В этот день мы вспоминаем явление Господа Иисуса Христа в Славе нетварного Света на горе Фавор, свидетелями этого чуда были три ближайших ученика Спасителя, апостолы Петр, Иоанн и Иаков.

 

Незадолго до этого события Господь спрашивает учеников, за кого они Его почитают, и апостол Пётр первый в исповедании говорит за всех учеников: «Ты – Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16). С того времени Господь стал открывать ученикам, что Ему должно много пострадать от учителей иудейских, быть убитым и воскреснуть в третий день. Апостол Пётр думая сострадать Иисусу Христу противоречит Ему: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). И получает жёсткий ответ: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!..» (Мф. 16:23). Христос говорит о Кресте, который должен взять каждый Его ученик и нести за Ним на место своего распятия. Это очень тяжёлые слова для учеников и вообще современников Господа, способные соблазнить и отвести от Него. Сегодня для нас Крест это что-то сакральное, многие носят золотые, серебряные Кресты, ими украшаются храмы и дороги, но во время земной жизни Господа Крест был орудием позорной смерти; римского гражданина без отдельной санкции кесаря нельзя было распять на Кресте. Поэтому слова, что каждый ученик Христов должен взять свой Крест и следовать на свою Голгофу, были чем-то тогда не виданным.

И чтобы утвердить учеников перед своими страданиями, а они по преданию последовали через 40 дней  после Преображения (поэтому через 40 дней после этого праздника Церковью установлен другой двунадесятый праздник - Крестовоздвижение), Христос восходит с тремя ближайшими учениками на Фавор и преображается перед ними. Гора не названа евангелистами по имени, но по преданию это была именно гора Фавор, находящаяся в 9 километрах к юго-востоку от Назарета. Рядом с нею Иисус Христос провёл всю свою жизнь до выхода на проповедь и, должно быть, не раз поднимался на её вершину. Фавор высотой в 575 метров величественно возвышается над окрестными равнинами, с его вершины открывается прекрасный вид на Галилейское море и реку Иордан. До своей середины гора покрыта великолепными дубами и фисташковыми деревьями. Однако некоторые исследователи полагают, что преображение произошло на горе Хермон, находящейся несколько севернее.

И вот Господь молился на ней, а ученики неподалёку, утомлённые восхождением, спали. И, проснувшись, увидели, что лицо Господа сияет как солнце, а одежды Его белы, как свет (Мф. 17:2). Предстояли Господу пророки Моисей и Илия, «они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31), т.е. о приближающихся Крестных страданиях и смерти Господа до которых по преданию оставалось всего 40 дней. Почему ученики узнали Пророков? Возможно из беседы, они приводили свои слова о Иисусе Христе, которые были в Священном Писании. Но также вероятно, что Нетварный Свет так просветил апостолов, что они по благодати узнали кто перед ними.

Что тогда чувствовали апостолы можно немного понять из беседы преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым. Тогда преподобный Серафим, взяв крепко Мотовилова за плечи, также преобразился и спросил ученика:

«- Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?..

- Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!.. Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу!»

Затем Николай Александрович, отвечая на вопросы преподобного Серафима, сказал, что, несмотря на зиму, ему тепло как в бане, когда на камушек водички поддадут, чувствует он необыкновенную сладость и радость, что он ощущает благоухание, такое, что на земле нет ничего подобного этому благоуханию.

Можно привести ещё один пример: явления Фаворского света старцу Паисию Святогорцу. Это явление длилось много часов, и, после его окончания, старец вышел во двор и увидел, что уже ночь и на небе полная луна, и лишь после понял, что принял день за ночь и солнце за луну, так его ослепил нетварный свет. Но и апостолы, и Мотовилов, и старец Паисий видели лишь маленькую часть славы Господа, «…якоже можаху», как поётся в тропаре праздника, т.е. свет был настолько яркий, насколько его могли перенести ученики.

Далее апостол Петр, не зная, что говорит, предлагает Господу поставить три кущи одну Иисусу Христу, другую Моисею и ещё одну Илии. Как замечает митр. Вениамин (Федченков): «Хотя апостол Петр и «не знал», что бы сказать, но всё же захотел задержать блаженство: «вот бы так всё время мы все жили!» О себе и товарищах позабыл, смиренный…». Весь страх приближающейся Голгофы, о которой уже часто открывал ученикам Христос, теперь казался смешным, книжники и фарисеи были далеко, сама гора представлялась неприступной и апостол хочет остаться в этом состоянии навсегда. И вдруг их осенило облако светлое, и послышался глас из облака: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Ученики упали на землю от страха, а, когда пришли в себя, на горе кроме Господа никого не было.

Почему Господу при Его преображении предстояли пророки Моисей и Илия? Есть два предположения, дополняющие друг друга. Пророк Моисей принёс израильтянам закон, и его явление свидетельствовало, что Иисус Христос был не противником закона, пророк Илия был главным пророком ветхого завета и как бы свидетельствовал, что Господь - исполнение пророчеств. По второму предположению святые Моисей и Илия сподобились во время своей земной жизни частично видеть Бога и вот теперь они видят его лицом к лицу, они видят вочеловечившееся Слово в Его славе. Эта вторая версия научает нас верить в исполнение наших просьб к Господу, даже если они не сразу бывают исполнены. Моисей просил Господа почти за полтора тысячелетия до преображения: «[Моисей] сказал: покажи мне славу Твою. И сказал [Господь Моисею]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе]» (Ис. 33:18-23). И вот прошло столько веков, и увидел Моисей Господа, о котором пророчествовал, увидел лицом к лицу (хотя он, как и любой человек, не мог увидеть предвечное лицо Бога, но он увидел вочеловечившегося Бога Слова). Тем более должны получить и мы исполнение просимого, если живём о Господе.

И, когда сходили апостолы с Фавора, Господь заповедал им не говорить о том, что произошло, никому до Его будущего воскресения. Причина этого, видимо, была в том, что апостолы ещё не понимали пути Господа Иисуса оканчивавшегося на Голгофе. И, если даже Петр хотел бросить всё и остаться на Фаворе, то другие ученики тем более, услышав о произошедшем, уповали бы на земное славное царство, которое должен был, по их убеждению, устроить Христос. Спустившись к подножию горы, Господь возмутился духом. Мы все возмущаемся духом, когда после духовных утешений, после благодати, которая иногда изливается на нас во время богослужения, или келейной молитвы, или добрых дел, мы вынуждены погрузиться в теплохладную обыденность. Паисий Святогорец, после того, как сподобился увидеть Нетварный Свет, когда уже этот свет отступил, захотел пить и есть, и после некоторого насыщения он почувствовал себя животным, так тяжело возвращаться в обыденность. Даже Господь, спустившись с Фавора, возмутился духом, когда увидел, что ученики не могут изгнать беса из ребёнка, приведённого отцом. Господь сразу выгнал беса, но ещё до этого все, кто были при горе, подбежали к нему и поклонились, ведь отблеск Фаворского Света ещё не угас, хоть и незаметно, но пронизывал Его изнутри.

Приведём теперь толкования некоторых событий Преображения святителей Иоанна Златоустого и Феофана Затворника.

Святитель Иоанн Златоуст пишет о том, почему явились Господу пророки Моисей и Илия: «так как иудеи не переставали обличать Его в мнимом нарушении Закона: считали Его богохульником и что Он присвоил Себе славу Отчую; чтобы показать, что они из зависти клеветали на Него и, что Он не виновен ни в  том, ни в другом, то есть не нарушает Закон и не приписывает не принадлежащей Себе славы, говоря, что Он равен Отцу, - Иисус Христос призывает Моисея и Илию, как обличителей клеветы. Ибо Моисей, давший Закон, не потерпел бы нарушителя его и не поклонялся бы врагу и противнику его. А Илия, пламеневший ревностью по славе Божией, не предстоял бы пред Тем, Который выставлял Себя равным Богу, если бы Он действительно не был таким и присвоил Себе не принадлежащее Ему». Святитель Иоанн пишет, что апостол Петр, находясь на Фаворской горе, не решался снова сказать «будь милостив к Себе Господи! Да не будет этого с Тобою!» (Мф.16:22), говорит он ту же мысль по-другому. Он предлагает поставить три кущи в надежде, что «находясь на горе в пустыне… самое место доставляет безопасность. И не только надеялся на эту безопасность, но и думал, что Иисус уже не сойдёт в Иерусалим, где, по Его словам, Он должен был пострадать от архиереев и книжников… здесь находятся Моисей и Илия – Илия, низведший огнь с неба на гору, Моисей, вошедший во мрак и беседовавший с Богом. Итак, «если хочешь, сделаем здесь три кущи» (Мф. 17:4). Видишь ли, как пламенно Петр любил Христа? Не смотри на то, что предложение его необдуманно, но рассуди, как сжигала его любовь ко Христу». «Глас был из облака, т.е. от Бога. Что же говорил Он? «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.17:5). Если же Иисус есть Сын Возлюбленный, то не бойся, Петр. Ибо если Отец всемогущ, как и действительно, то и Сын всемогущ; рассуди, что Он не только есть Сын, но и Сын Возлюбленный. Кто же погубит Того, Кого любит? Не смущайся Петр!».

Святитель Феофан Затворник останавливается на словах слышанных апостолами из осенившего их облака. Святитель вопрошает, почему произнеслось «Его слушайте» (Мф.17:5) и отвечает: «Оттого, что здесь перед глазами был представлен и плод послушания. Отец небесный говорил как бы: хотите достичь этого? Слушайте, что Он будет внушать и заповедовать вам. И если пойдете путем Его, то, несомненно, вступите в область света, который будет обнимать вас не извне, а исходить изнутри и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: «Хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4)».

О нравственной проблематике преображения можно писать много, но неизменно одной из главных истин события остаётся неотделимость Фавора от Креста, та истина, что Фавор есть путь к Воскресению через Крест Голгофы; Воскресение – это продолжение Креста; Крест и Воскресение – две стороны одной истины.

Мы должны запомнить, что восходить на Фавор можно только исполняя заповеди Христовы, а это каждый раз стоит страдания и пролития крови. И это страдание должно стать вольным нашим выбором, чтобы мы не держались за призрачное благополучие серенькой жизни.  Мы должны стать причастными земной жизни Спасителя, только так можно познать Христа, живущего во плоти.

Да действительно, нетварное сияние, которое увидели ученики на Фаворе, дорого стоит, но Церковь говорит нам, что не соизмеримы вечная слава и эта временная скорбь.  Преподобный Серафим в беседе с Мотовиловым сказал, что человек был бы готов тысячу лет нести самые запредельные скорби и страдания, если бы знал, к какому свету он призван, какая радость его ждёт после скорбной жизни. Почему же мы не готовы нести скорби? Потому что не говорим вместе с апостолом Петром в нетленном свете: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4). Не говорим, потому что не знаем этого, потому и нет смысла говорить то, чего не знаем. А не знаем, оттого что нет с нами Господа, ведь Господь с труждающимися и обременёнными. Быть христианином – это означает всецелую отдачу себя, если наша отдача ничего нам не стоит, то она не стоит ничего.

Сходя с Фавора ученики, наверное, думали, что теперь всё поняли, и всего могут легко достигнуть, но Господь им вновь говорит о воскресении из мертвых. И это снова возвращает их к самой главной тайне, неужели Он снова говорит о своей смерти. Но как же тяжело после Фавора следовать на Голгофу, даже Господь, сходя с горы, возмутился. Но гора Преображения и дается нам лишь для того, чтобы дать нам силы для каждодневного служения и для того, чтобы сделать нас способными идти путем Креста.

Неужели же нам хорошо только с тем Христом, который благословляет, питает, наполняет, украшает и защищает нашу земную жизнь. Как часто возникает у нас вопрос: Куда мы идём? Не свернуть ли с наших тяжёлых путей, особенно после того, как Господь преобразился на Фаворе? Как хотелось бы нам поставить кущи во славе Синайской или Фаворской горы, и навсегда остаться в этом сиянии, и это в то время, когда Господь поставил свою кущу среди нас, на этой грешной земле, там, где живут, страдают, любят и умирают люди. Мы становимся учениками Иисуса Христа только, когда следуем за ним на Голгофу. На Фаворе Господь показал нам, что он есть путь, но, только сойдя с горы преображения, он научает, как идти этим путём. Успенский пост, как и Великий – это духовная гора, и восхождение на неё должно нас привести к видению света Христова, хотя и каждого в своей мере.

Преображение свидетельствует, что мы счастливые люди, потому что только мы можем не смотреть в грустном шоке, как время безвозвратно уходит. Это не должно печалить идущего вслед Господа. Наоборот. Всё яснее обозначается путь, который нам надо преодолеть, чтобы увидеть, наконец, Бога в долгожданной встрече с Ним.

            Не будем роптать на крест, даже если кажется, что нет исхода из него, даже если вокруг все веселятся и считают нас чудаками, даже если на нашу просьбу о стакане воды, нам подают сено, и если на эту же просьбу нам в лицо кидают камнем. Обращаясь к светлому празднику Преображения, мы учимся не унывать в скорбях, верить в воскресение и жизнь будущего века. Слава Богу, что чем темнее ночь, тем ярче звёзды. Такой вот путеводной звездой на пути преображения нашей жизни, нас самих и должно стать сегодняшнее евангельское повествование.