“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил

21 ноября (8 ноября по старому стилю) празднуется Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил.

Димитриевская родительская суббота

В ближайшую субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского совершается заупокойное поминовение всех усопших православных христиан.

Празднование Казанской иконе Божией Матери

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», совершается 22 октября (4 ноября по новому стилю).

Богоявление

BogoyavlenieНе может человек ничего принимать на себя,
если не будет дано ему с неба (Ин.3:27).

Православная Церковь воспоминает 6/19 января Крещение Господне. Праздник Крещения имеет и другие названия: Богоявления или ещё праздник светов. Спаситель до исполнения ему 30 лет был безвестным плотником в галилейском городке Назарете. Перед началом своей проповеди Он пришёл креститься на Иордан к пророку Иоанну Предтече, который почти с самого рождения жил в пустыни, придерживаясь строгой аскезы: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мёд» (Мф.3:4). Приходивших к нему он призывал к покаянию: «Покайтеся ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2).

И вот приходит к нему Господь и, видя Его пришедшим креститься, святой Предтеча в недоумении: как он может крестить безгрешного Бога. И он останавливает Иисуса Христа: «мне надобно креститься от Тебя и ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). Господь же ответил ему: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). И, крестив Господа, Иоанн Предтеча видит разверзшиеся небеса и Духа Святого, в виде голубя сходящего на Иисуса Христа, и, пришедшие в тот день на Иордан, слышат голос с неба глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17).

До IV-V века праздники Крещения и Рождества Христова совпадали и праздновались вместе 6 января по Юлианскому календарю, но после были разделены. Первое упоминание об этом совместном празднике относится к рубежу II-III веков. Праздник именуют также Богоявлением, потому что это первое непосредственное явление Бога Троицы человеку (Сын принимает крещение, Дух Святой сходит в виде Голубя и голос Бога Отца слышен с небес). Фарисеи стыдились принять крещение от святого Иоанна, так как этот обряд омовения использовался при принятии иноплеменников в Церковь ветхозаветную иудейскую. Как же фарисеи могли поставить себя на один уровень с презренными прозелитами (обращёнными в иудейство из язычников)? А Господь не побоялся и крестился. Это горький урок нам, современным людям, в сущности таким гордым. Далее объясним, почему праздник Крещения называется ещё Днём Светов. В древности в этот день происходило крещение подготовившихся к нему и зажигались при этом многочисленные светильники, отсюда и пошло наименование. Это «праздник божественного света, который озаряет внутренние очи человека, просвещает его сердце и преображает его естество», как говорит митрополит Иларион (Алфеев).
Интересно произнесётся ли в нашем храме снова, когда будут дополнять из шланга полуопустевший бак с крещенской водой, вздох бабушек с разочарованным восклицанием: «Ну вот, разбавили!» - этот вечный вздох, как некий обряд, соединяет нас с предками. Конечно же, вздох этот богословски ошибочен – благодать нельзя разбавить, но в нём столько детской простоты, что остаётся надеяться, - не осудит их за такое невежество Господь.

В Евангельских повествованиях о Крещения мы видим служение, как в действиях Иисуса Христа, так и в действиях Иоанна Предтечи. Первый освящает воду, погружаясь в неё, прообразует новозаветное таинство крещения; второй крестит, возлагая длань на главу Создателя: «Только подчинившись крещению Иоаннову, Сын Человеческий должен был принять извествование Святого Духа, нисшедшего на Него, и в то же время быть провозглашённым как Сын Вышнего от гласа, сшедшего с небес… Так как Иисус Христос благоволил принять на Себя все наши грехи и принести удовлетворение за весь мир, то долженствовало принять на себя и зрак кающегося грешника, чтобы получить от Иоанна крещение покаяния во оставление грехов», говорит святитель Иоанн Златоуст.

Таинство служения – именно на нём мне бы хотелось остановить внимание читающего. Иоанн Предтеча ждал Господа Иисуса Христа всю свою жизнь, все мысли его были о грядущем Мессии, но попробуем понять, в чём была святость этого ожидания, попробуем увидеть, как могли бы развиваться события, если бы не смирение и не вытекающее из него служение были стержнем жизни пророка Иоанна.

Мы как-то уже привыкли к канве евангельских событий: вот Иоанн Креститель рождается, вот выходит на проповедь, крестит Господа Иисуса, заключён и усечён мечом. Но ведь всё это происходило с реальным человеком, не менее человечным, чем мы. И когда он видит Иисуса Христа грядущего к нему креститься, то он ясно осознаёт, что его миссия закончена, что через крещение он должен добровольно передать Господу всё, что у него было: славу проповедника, ближайших учеников, народное почитание, невольный трепет фарисеев, осознание важности своей миссии, того, что ты на земле такой один и ответственен за многое. Какой жертвенностью должен быть наделён человек, чтобы отдавая всё это даже не задуматься о себе. Служитель, миссия служения, всегда второй, остающийся вне поля зрения миллионов людей, но ведь возможно всё поменять, нужно только ухватиться рукой за уходящую славу, просто попросить Господа: оставь мне власти на земле, у Тебя ведь её и так достаточно. Наконец можно просто возмутиться и взять свой кусок пирога силой (ах Адам, Адам). Но Креститель выбирает служение с Богом, хотя он понимает, что этим выбором он подписывает себе смертный приговор, потому что нечистая сила отомстит за всё. Не будет у него мирной старости, внуков играющих у его ног, уютного домика в живописном тупике. Он будет убит, и он, понимая это, приклоняет голову пред Спасителем. Таинство служения – его нужно пройти и нам. Нельзя смиряться там, где смирение неуместно, но нужно уметь и приклонить голову. Странно допустить в мысли, что Иоанн Предтеча хотел бы ухватиться за власть и славу, но если бы мы были на его месте, то могло произойти и по-другому. Не нужно говорить, что мы не можем ставить себя на место пророка, выбор совершённый Предтечей приходится делать каждому из нас очень часто.

Ледокол веры ещё плывёт, хоть и слышны стоны его массивных движков, но мы верим, мы верим в его светлое будущее в этот День Светов. Ледокол, который внутри нас. Иногда в это так тяжело верить.