“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Святое Богоявление

В праздник Богоявления Церковь воспоминает явление миру Пресвятой Троицы при Крещении Господа. Бог Отец глаголет с небес о Сыне, Сын крестится во Иордане от святого Предтечи Господня Иоанна, Дух Святой сходит на Сына в виде Голубя. О событии этом...

Навечерие Богоявления

Изначально 6 января (по Юлианскому календарю) было принято вспоминать и Рождество Христово, и Крещение Господне. Этот праздник назывался Богоявлением. Тогда праздновалось и воплощение Христа в мир, и явление Святой Троицы на водах Иорданских...

Рождество Христово

7 января (25 декабря по старому стилю) Церковь молитвенно празднует Рождество Христово.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

13 600Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою
        (тропарь праздника, гл.7)

    Священное писание свидетельствует нам, что именно на вершине Фавора, произошло событие, вошедшее в историю Православия под именем Преображения Господня. В те дни уже близилось время страданий и крестной смерти Христа: Сам Иисус все чаще и чаще говорил со своими апостолами о предстоящих Ему мучениях и распятии.

    И вот, однажды Он, взяв с Собой трех самых близких Ему учеников, взошел с ними на вершину Фавора, дабы совершить здесь молитву. Имена трех этих апостолов — Петр, Иоанн и Иаков. Когда Христос начал молиться, с Ним — как увидели апостолы — вдруг произошла удивительная перемена: лицо Его преобразилось, просияв, как солнце; даже одеяние Его сделалось белоснежным и сияющим неземным светом. «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк 9:3).   
    А рядом с преобразившимся Иисусом предстали великие древние ветхозаветные пророки: Моисей и Илия. Они беседовали с Господом и вели речь о Его предстоящих крестных страданиях. Тогда апостол Петр, пораженный совершающимся чудом, обратился ко Христу с просьбой разрешить ученикам прямо здесь — на горе — устроить три палатки: «… хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф 17:4).   Апостолу попросту не хотелось, чтобы все происходящее с ним когда-либо закончилось: так хорошо ему было в те мгновения находиться возле Христа. В тот же миг в небе появилось облако, осенившее всех их своей тенью, и из этого облака раздался Голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк 9:35).  И тут же видение пропало; апостолы более не видели рядом с собой никого, кроме Самого Спасителя. Он подошел к ним, стоявшим в благоговейном страхе на коленях, и, коснувшись их рукой, сказал: «встаньте и не бойтесь» (Мф. 17:7).
     С одной стороны, на Фаворской горе преображается Сам Господь, и апостолы видят Его, всецело пронизанного лучами божественной славы, зрят то, что по православному вероучению называется "нетварными божественным светом ". Как пишет святитель Иоанн Златоуст, то, что Господь преобразился, означает, что Он: «открыл им нечто из Своего Божества — столько, сколько могли они вместить, и показал в Себе обитающего Бога». Но с другой стороны, православный христианин должен помнить  о том, что во время Преображения Господня чудесным образом переменилась и телесная природа самих апостолов. Более того, фаворский свет,  облистал собой и весь окружающий тварный мир.
    Происходит Преображение Господне также и ради того, чтобы ученики через это чудо укрепились в вере в Божество Христа. Близится время Распятия и Иисус стремиться дать им некий залог надежды на то, что с Его смертью история Его служения, Его пребывание с верующими в Него не только не завершается, но напротив — лишь начинается.                  
    Как пишет преподобный Ефрем Сирин: «Он  возвел  их на гору, чтобы показать им Славу Божества и дать им  знать,  что  Он  - Искупитель Израиля,  как  объявил через пророков,  и  чтобы не соблазнились о Нём, видя Его вольное страдание какое Он должен был претерпеть за нас по Своему человеческому естеству.  Ибо они знали Его как человека и не разумели, что Он - Бог.  И потому Он возводит их на гору, чтобы Отец провозгласил Его  Сыном и показал им, что действительно Он - Сын Божий и Бог».
    В  день праздника после Божественной Литургии, которая совершается в белых священнических облачениях, символически отражающих тот свет, которым просияли одежды Спасителя на горе Фавор присоединяются специальные молитвы на благословение гроздия (то есть виноградных гроздей) и благословение над всяким плодом. Издревле на Руси здесь принято освящать яблоки (до этого дня по церковному уставу их вообще не положено есть). Отсюда и народное название праздника яблочный спас.