“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

150-летие со дня прославления иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской

1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская.

Молебен перед началом учебного года

31 августа, по традиции, в Гефсиманском Черниговском Скиту отслужен молебен перед началом учебного года.

Престольный праздник в честь святителя Николая Чудотворца.

Nikolay Chudotvorez«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»
(Мф.5:16).


    Сей угодник Божий родился около 280 года в городе Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова) в семье благородных и благочестивых христиан Феофана и Нонны  и был назван Николаем (греч.-«победитель народа») в честь своего дяди – епископа этого города.

    Многие из святых прославились своими подвигами благочестия в пустынях, в горах, вертепах и пропастях земных, но не такой высотой подвига судил Господь прославить своего угодника св. Николая, святая жизнь которого, непорочность, твердость могла понести больший подвиг – служение в миру, среди людей. Поэтому уже отсюда мы должны с особенною благосклонностью и снисходительностью относится к тем, кто служит Богу среди людей, не имея таких дарований, как у сего великого угодника. Ибо если бы на служение миру отпускались Богом только достигшие такой чистоты жизни люди, то были бы монастыри или хотя бы общины? Поэтому не будем взирать слишком строго на нерадение других, а используем это время на увеличение радения в себе, радения о покаянии и тогда, взирая на всех через покаяние, увидим себя нуждающимися в первую очередь и не будем неразумно плакать над мертвецом соседей, когда перед самими лежит свой собственный…

    «…Стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая…» (из тропаря святителю) – вот мудрость простая и незатейливая, доступная каждому, даже простолюдину и человеку не книжному. Сей-то мудростью уловил, некогда, Сам Спаситель своих апостолов – простых некнижных ловцов рыб и сделал их ловцами человеков. Но не такими, которые ловят людей ради продажи их в рабство, а такими, которые словом истины дают людям то, что они, по природе человека, стремящегося к высшему, ищут, но не знают, в чем это содержится: в вине ли, в пище, в плотских утехах, в блуждании ума или в чем другом, принадлежащем этой видимой стороне жизни. Эту мудрость стяжал и св. Николай-угодник, деятельно насаждая плоды этой мудрости в себе, а через себя и в окружающих, так как из жития мы узнаем, что даже неверующие при общении со святителем имели такое от него впечатление, что со временем обращались к истинной вере.

    Но самая главная и самая известная черта сего великого угодника Божия – это его безотказность. Невозможно себе представить количество свидетельств помощи сего угодника Божия. Даже само житие очень благотворно действует на читающего. Самое известное чудо помощи обедневшему богачу научает нас молиться об обогащении нашего обнищавшего чрез грехи духа. Чтобы не продать его на растление греху, когда бывший богач хотел отдать своих дочерей на растление во избежание нищеты, угодник Божий Николай, провидев сие и желая помочь, тайно подбросил мешок с деньгами, чем возбудил в человеке надежду на Бога. Так и нам угодник Божий св. Николай подаст свою неослабную помощь, если будем разумно просить, а то и без просьбы получим, как и в случае с нищим, чем возбудится к святителю и к Богу, которые не презирают нашу неблагодарность, большая благодарность.

    С самого детства св. Николай-угодник был прилежным постником, как видно это из всей святой жизни от младенчества и до глубокой старости святого и недаром, ибо преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Начальник бесов – падший денница, и начало страстей – объядение». Ему вторит святитель Игнатий Брянчанинов: «Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста (пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумной разборчивостью в ней - в другом месте пишет святитель). Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать Заповеди Евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост». Наконец, святитель Божий Николай доказывает их поучения своим собственным примером, ибо первая добродетель, на основании которой было построено все здание славы добродетелей святителя, есть пост. Так и мы, зная этот секрет святости, восстанем против глупости греха и приимем силу «наступать на змей и скорпионов (нечистые помыслы) и на всю силу вражью (врагов видимых, а, наипаче, невидимых)» (Лук.10:19).

    Благодаря своему благочестивому обычаю рано вставать и приходить раньше всех в храм Божий св. Николай был некогда поставлен первосвятителем города Миры, главного города Ликийской области.

    Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости (+ок. 345-351). В 1087 году было торжественное перенесение его мощей из Мир Ликийских (главного города Ликийской области) в итальянский город Бари, где они почивают и доныне, источая многоцелебное благовонное миро, помогающее страждущим телесно и духовно.