“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Рождество Пресвятой Богородицы

8 сентября (21 сентября по новому стилю) Церковь молитвенно празднует Рождество Пресвятой Богородицы.

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

150-летие со дня прославления иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской

1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская.

Крещение Господне. Богоявление.

KreschenieGospodne«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,
Тройческое явися поклонение»
(из тропаря Богоявлению).

 19 января по новому стилю Православная Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа от руки Иоанна Предтечи.

 Пришедши на Землю для спасения человечества от греха и для возвещения Истины, Иисус Христос до тридцатилетнего возраста не начинал Своей общественной проповеди, потому что у евреев, в то время, раннее этого возраста никто не мог выступить в качестве народного проповедника или учителя. Как простой человек жил Он со Своей Матерью в Назарете, в доме Своего мнимого отца Иосифа  –  древодела, разделяя с ним его труды. Вдали от суеты и гордости, Он «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости» (Лк.2,40). В эти же годы в дикой пустыни подвизался величайший из пророков - Иоанн Предтеча. Святой Дух призвал его идти и проповедовать пришествие Мессии. Святой Иоанн стал собирать у реки Иордан народ, говоря ему: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф.3,2), вскоре прийдет Тот, последним рабом которого я недостоин назваться, - «Он будет крестить Духом Святым» (Мф.3,11). Люди один за другим приходили к Иоанну, исповедовали перед ним свои грехи и, в знак очищения от них, Иоанн крестил, то есть погружал их в воду. Это было крещение покаяния. Происходило оно непосредственно перед выходом Христа на проповедь  (то есть буквально за несколько месяцев). И вот в какой-то момент среди народа, идущего креститься, приходит и Иисус из Назарета. Толкователи Священного Писания отмечают, что Иоанн предузнал духом в Иисусе Богочеловека прежде, чем было явлено  предвозвещенное ему знамение – сходящий в виде голубя Дух Святой и пребывающий на Нем. Христос, будучи безгрешен, не исповедовал пред Крестителем своих грехов, но сразу вошел в воду, требуя крещения. Иоанн пытался удержать Его, говоря: «Мне надобно креститься у Тебя, а Ты приходишь ко мне». Но Христос ответил: «оставь теперь , ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн допустил Его (Мф.3,14-15).  Когда Спаситель выходил из воды, разверзлось небо, и все услышали Божественный глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Мф.3,17).   

 Этот глас Божий открыл тайну Божественного лица Христа Спасителя. В событии Богоявления Бог открылся людям как Троица. Бог Отец проявил Себя в возгласе, обращенном к Богу Сыну, а Дух Святой изошел от Отца и пребывал на Сыне виде голубя (голубь, как символ самого чистого животного указывал, видевшим это знамение евреям на безгрешность Христа). И если пришедшим креститься от Иоанна людям и были известны некоторые прикровенные явления Бога: Аврааму (в виде трех ангелов), Моисею (в купине и на горе Синае) и пророку Илии, – то здесь при святом  свидетеле Иоанне произошло принципиально новое, дотоле неведомое явление Бога. Через Троичность нам приоткрылась сущность внутрибожественной жизни Триипостасного Бога, Которая есть – Любовь. В богоявлении на Иордане так же приоткрылось и еще одно божественное свойство – смирение, запечатленное на века в иконе праздника, где безгрешный Богочеловек, приклонив главу кротко принимает крещение от простого человека, покоряясь тем самым божественному закону. Дальнейшее раскрытие сути этих свойств содержится во всем Священном Писании Нового Завета и творений святых отцов.

 Сложно, конечно, охватить ограниченным человеческим умом весь таинственный смысл праздника Богоявления. Но несомненно одно: явление Бога – Троицы в начале общественного служения Христа явилось основанием всего Православного вероучения, исповедание которого мы имеем в Никео-Цареградском символе веры. И мы должны крепко держаться этого исповедания, как держались его мученики и исповедники первых веков Христианства, а также новомученики и исповедники XX века в нашем Отечестве. Необходимо также твердо уяснить еще одну  святоотеческую мысль: если цель жизни человека – есть соединение с Богом, Который есть Смирение и Любовь, то, чтобы начало это соединение  происходить, надо пытаться взращивать и самим нам в своей душе эти же божественные свойства, причем надо иметь ввиду, что смирение есть корень или основание как всех добродетелей, так и каждой в отдельности, как пишет преподобный Иоанн Лествичник, а любовь – есть вершина добродетелей или «совокупность совершенства» (Кол.3:14).