“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Рождество Пресвятой Богородицы

8 сентября (21 сентября по новому стилю) Церковь молитвенно празднует Рождество Пресвятой Богородицы.

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

150-летие со дня прославления иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской

1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская.

Благовещение Пресвятой Богородицы

blagoveschenie«Архангельский глас вопиет  Ти  Чистая,
Радуйся Благодатная, Господь с Тобою»

(Величание в день Благовещения Пресвятой Богородицы)

  Возлюбленные о Господе братья и сестры, сегодня мы празднуем день Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы. В день сей исполнилось предзнаменование нашего спасения, положено начало нашему искуплению. Днесь Дева Святая слышит благовествование Божие, переданное Ей Архангелом Гавриилом: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна ты между женами» (Лк. 1; 28).

  Что сие за приветствие? Недоумевает Дева, недоумеваем и мы, собравшиеся днесь под святой Ее покров. Глас сей небесный есть исполнение чаяния многих веков израильского народа. «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, (что значит» – «С нами Бог»)» (Ис. 7; 14) – взывает пророк Исаия, провидя этот великий день. И вот мы с вами свидетели великого события: Господь приходит к Деве Марии, обрученной мужу именем Иосиф, Богоизбранной Отроковице, и воспевает Ей устами Архангела: «Радуйся, Благодатная!». Но почему именно Ей, почему за столько веков не оказалось человека, достойного услышать сей Божий призыв?


  История Боговоплощения показывает нам, что Господь избирает Себе в Матери  Деву чистую, непорочную, Деву, избранную Им еще до Ее рождения. Мы знаем из Предания, что родители Марии, Иоаким и Анна, были бесплодны, как Авраам и Сарра, и в старости своей они были утешены рождением Марии. Родители поверили Богу, и родилась у них дочь, которую по прошествии трех лет они отдали на воспитание в храм Господень. И сам первосвященник церкви иерусалимской ввел Ее во Святая Святых. Чудо это стало знамением особого избрания Преблагословенной Девы. Дав Богу обет сохранить Свое девство, в 14 лет Мария была обручена с человеком по имени Иосиф, обещавшего хранить Ее целомудрие. Господь, избирая Себе сосуд чистый, хранит Ее от соблазнов и бережет для будущего спасения всего мира. И теперь уже во гласе Архангела Гавриила мы слышим слова пророка Исайи: «И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус (что значит Спаситель)» (Лк. 1; 31). Дева же еще раз являет перед нами Свою непорочность, возглашая удивление: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1; 34).

  Странно ли сие удивление? – Нисколько. Неужели не удивительно то, что Господь выделяет Ее среди многих тысяч и именно Ей возвещает благовестие, рождение от Нее Сына Божия. И мы удивляемся вместе с Ней, – неужели на земле обрелся человек, достойный приятия Превечного Слова Божия? На удивление Пречистой Архангел возвещает: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1; 35). Сын Божий должен родиться от Девы, должно исполниться чаяние всех людей, начиная от Адама. О чудо смирения Божия перед людьми! – У простой девушки, отроковицы, Сам Царь Неба и земли смиренно испрашивает благословения на вочеловечение. Господь не вселяется в Деву, не насилует свободу воли человека и не использует даже посвященного Ему Самому создание – Пресвятую Деву. Готовый принять на Себя во смирении человечество, Он ждет от Своей Избранницы разрешения. И Дева отвечает согласием: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1; 38).

  Наверное, вы уже сами заметили странное обстоятельство. Бог через Архангела Гавриила как бы испрашивает согласия Девы на рождение от Неё Сына Божия. Он как будто ждет свободного ответа на Свой призыв. Так оно и есть. Именно эта мысль больше всего занимает св. Николая Кавасилу (+1371) в его проповеди на Благовещение:
«Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, Без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих Трех Лиц Святой Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле».

  Но Пресвятая Дева одна из людей, Она – потомок Адама и потому в Её лице как бы все человечество дает согласие на то, чтобы Слово стало плотию и обитало среди людей. Отцы Церкви любили говорить: «Если единая воля Бога создала человека, то спасти его она не может без содействия воли человеческой». В этом–то и смысл Её кроткого слова: «Се, раба Господня».

  Но почему была избрана именно Мария? Св. Димитрий Ростовский (+1709), тонкий знаток Священного Писания, отвечает так: «Можно задать себе вопрос, почему Слово Божие медлило сойти на землю и воплотиться, чтобы спасти падшее человечество. Но до половины шестого тысячелетия после греха Адама не находилось на земле Девы чистой не только телом, но и духом. Была только Одна такая, единственная по Своей чистоте, духовной и телесной, достойная стать Церковью и храмом Духа Святого».

  А святитель Филарет Московский (+1867) объясняет этот выбор действием Промысла Божия: «Тайное действие Провидения искало и уготовляло в роде человеческом благословенную в женах, которая могла бы своею чистотою привлечь, принять, вместить и удержать Божественную молнию, и, не быв опаленной огнем Божества, через себя усвоить всему человечеству благословение Христово».

  И тотчас исполнилось ожидаемое в народах, Сын Божий стал Сыном Девы. «И отошел от Нее Ангел», исполнив свою миссию.

  Мы с вами, читая эти строки Евангелия от Луки, часто не осознаем всей глубины значения для нас ответа Богородицы на призыв Божий. Ведь если бы Она не согласилась, не было бы воплощения Сына Божия. Если бы Она ответила нечто другое, не было бы Христа, Его учения, нашего спасения, некому было бы усыновить нас Богу Отцу. До сих пор продолжался бы Ветхий Завет с его недосягаемостью до сотворившего нас Бога.

  Много раз в Евангелии от Луки мы читаем возвеличивание подвига Девы Марии. Это и слова Архангела, это и слова праведной Елисаветы, это и слова Самой Девы: «отныне будут ублажать Меня все роды!» (Лк. 1; 48). И мы, исполняя слова Божественного Откровения, ублажаем Деву Марию, виновницу вочеловечения Сына Божия, нашего Спасителя, величая Ее Приснодевой и Присноблаженной, почитаем Ее Матерью Бога нашего, и вместе с Архангелом взываем: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою»!