“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Рождество Пресвятой Богородицы

8 сентября (21 сентября по новому стилю) Церковь молитвенно празднует Рождество Пресвятой Богородицы.

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

150-летие со дня прославления иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской

1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская.

Богоявление

Сегодня православные христиане отмечают великий праздник — Крещение Господне или Богоявление. Как повествует нам Святое Евангелие, после возвращения из Египта вочеловечившийся ради нашего спасения Сын Божий Иисус Христос до тридцати лет жил в Назарете в полном послушании у родителей, смиренно скрывая славу Своего божества. Когда же пришло время исполнить волю Отца Небесного, показать и открыть людям путь в Царствие Божие, взять на Себя грехи всего мира и освободить мир от власти диавола, “тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него” (Мф. 3,13).

Господь приходит на реку Иордан, чтобы креститься от того, который проповедовал “крещение покаяния для прощения грехов” (Лк. 3, 3). Лично до того времени не знавший Спасителя, Иоанн, увидев Его издали, тотчас, по внутреннему откровению обитавшего в нем Духа Божия, проник в сокровеннейшую тайну божества и, указуя перстом на Грядущего, сказал народу: “Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня”(Ин. 1, 29-30). Подойдя к берегу Иордана, Иисус Христос с великим смирением, как простой израильтянин, просил крестить Его. Иоанн Креститель был в благоговейном ужасе: Владыка неба и земли приходит, и покорно склоняет главу, и просит крестить Его. “Мне надобно креститься от Тебя Духом Святым, — говорит Иоанн, — и Ты ли приходишь ко мне?” (Мф. 3,14) — “Оставь теперь, — смиренно отвечал Спаситель, — ибо так надлежит нам исполнить всякую правду” (Мф.3,15). Обычно Иоанн каждого приходящего к нему креститься погружал в воду до шеи и держал в таком положении, пока тот не исповедовал все свои грехи. Но так как Христос был безгрешен, то не имел нужды долго оставаться в воде. Поэтому в Евангелии говорится, что Он после крещения “тотчас вышел из воды” (Мф. 3, 16). Когда Спаситель вышел из воды и начал молиться, то по Его вседействующей молитве открылось еще более чудное, от сотворения мира небывалое видение: “и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение“ (Мф. 3,16-17). Так, по предвечному совету Божию, ясно открылась тайна Святой Троицы. Бог Сын приходит на Иордан креститься от Иоанна, Бог Дух Святой снисходит на Сына с небес, а Бог Отец свидетельствует о возлюбленном Единородном Сыне Своем. Поэтому и Бог Отец свидетельствует о Сыне Своем, чтобы мир мог узнать Его и принять как Спасителя мира. Это свидетельство Бога Отца о Христе как Единородном Сыне Своем, предвечном и единосущном Ему, было нужно для человечества на века, для всех народов, чтобы люди могли твердо и несомненно веровать в Бога, в Троице прославляемого. Таким образом, в крещении Иисуса Христа во Иордане открылось великое таинство христианского богословия, через которое мы все научились веровать в Троицу безначальную, единосущную — Отца и Сына и Святого Духа — во едином божестве. Это самое главное и спасительное учение нашей веры, а без веры во Святую Троицу никто спастись не может. Но и помимо этого, крещение Спасителя необычайно важно и многому учит нас. Например, смирению и всецелой преданности воле Божией и Его закону. Мы горды и надменны, а Единородный Сын Божий, безгрешный и Всесвятой Бог до такой степени смирил Себя, что принял крещение от Своего создания, раба. Спаситель крестился, чтобы взыскать погребенный страстями образ Божий в человеке, чтобы обновить и оживотворить поврежденную природу нашу. А для того чтобы открыть возможность каждому из людей усвоить эти благодатные плоды Своего крещения, Иисус Христос прикосновением Святейшего божества Своего к водам иорданским освятил все естество водное и через это освящение ныне преподает нам в воде благодать крещения. По благодати Крещения Христа Спасителя теперь действительнейшим образом, на пользу душ и телес наших, происходит освящение воды, как великое, которое совершается сегодня, так и малое, совершаемое во всякое другое время по нужде верующих. По силе крещения Господа и в христианском таинстве крещения верующим сообщается особая благодать Святого Духа, очищающая их от всякого греха и возрождающая в жизнь духовную, святую: ”Пришел Господь,– и ту славу и свет, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему Крещением”(прп. Ефрем Сирин).

В таинстве крещения все мы дали обет проводить богоугодную жизнь и следовать за Христом. Это значит, что мы должны были умереть для прежней греховной жизни и родиться в новую жизнь со Христом. Выполняем ли мы эти обеты? Не забыли ли мы о них? В святом крещении мы, сочетавшись Христу, сделались свободными и чистыми от греха, невинными перед Богом. Но если мы спросим себя, сохранили ли мы благодать крещения, то совесть наша обличит нас в том, что мы не только не сохранили ее, но и еще запятнали свою душу многими грехами. Но не будем сегодня предаваться скорби. Ныне небо открыто. Ныне над молящимися в храме веет Дух Святой. Ныне в сердцах наших слышится голос благоволения к нам, грешным, Отца Небесного. Обратимся же с искренней молитвой, к Спасителю нашему, чтобы Он помог нам сохранить благодать крещения и сподобил войти в Свое вечное Небесное Царство.