“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Святое Богоявление

В праздник Богоявления Церковь воспоминает явление миру Пресвятой Троицы при Крещении Господа. Бог Отец глаголет с небес о Сыне, Сын крестится во Иордане от святого Предтечи Господня Иоанна, Дух Святой сходит на Сына в виде Голубя. О событии этом...

Навечерие Богоявления

Изначально 6 января (по Юлианскому календарю) было принято вспоминать и Рождество Христово, и Крещение Господне. Этот праздник назывался Богоявлением. Тогда праздновалось и воплощение Христа в мир, и явление Святой Троицы на водах Иорданских...

Рождество Христово

7 января (25 декабря по старому стилю) Церковь молитвенно празднует Рождество Христово.

Богоявление


                                                                                                           “Сей есть Сын Мой Возлюбленный,
в Котором Мое благоволение”
(Мф. 3:13-17). 

Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, потому что в момент Крещения Иисуса впервые в истории человечества все три Лица Святой Троицы были явлены людям. Господь Иисус Своею плотию погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, а голос Бога Отца говорил: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3:13-17).

В церковном уставе праздник Крещения Господня называется также Днем Светов, потому что это не только праздник воды и Духа, но это и праздник божественного света, который озаряет внутренние очи человека, просвещает его сердце и преображает все его естество. Это тот свет, который дает нам Господь в таинстве Святого Причащения, в других таинствах Церкви, а также и в освящении воды. Ведь освящение воды – не просто обряд. Хотя оно и не входит в число семи таинств, но как и в каждом таинстве, в нем происходит преображение материи, ибо обыкновенная вода, которую мы наливаем из крана, преображается и становится святой. Как и в каждом таинстве, здесь происходит встреча человека с Богом, а значит, его освящение и обновление. Происходит нечто гораздо большее, чем то, что случалось с людьми, приходившими к Иоанну Крестителю. Приходя к Иоанну, люди принимали крещение покаяния и получали оставление грехов. А через приобщение к святой воде мы не только получаем прощение грехов, но и соприкасаемся с Богом Живым. Самой заметной особенностью церковного Богослужения этого праздника является Великое Водоосвящение, которое совершается только в этот день, в память о принятии Иисусом Христом водного крещения от руки Иоанна Предтечи. Этот чин совершается дважды, в канун и в сам день праздника. В конце праздничной литургии священство и верующие либо собираются у наполненной водой купели, либо совершают торжественную процессию к близлежащему водоему или водному источнику. Чин Великого Водоосвящения состоит из трех частей: пения особых торжественных песнопений – тропарей, чтения библейских текстов и особых молитв.

Тропари поются многократно, медленно и торжественно, на простую легко запоминающуюся мелодию, так что все молящиеся могут без труда понять смысл их текстов, запомнить и петь вместе с хором. В них в поэтической форме, но богословски точно раскрывается глубинный смысл события Крещения Господня. Если Рождество Христово иногда называют “второй Пасхой”, то праздник Крещения Господня можно по праву назвать “второй Троицей”.

Во-первых, впервые в библейской истории мы встречаемся со всеми тремя Лицами Святой Троицы одновременно – слышим глас Бога Отца, который открывает людям Богочеловечество Своего Сына, принимающего Крещение в реке Иордан, а Дух Святой, низходящий на Христа, зримо является нам в виде голубя. Во-вторых, этот день прообразует принятие Духа Святаго всеми нами через Христа, что более ясно является нам в день Пятидесятницы. Об этом нам и рассказывает первый тропарь Водосвятия “Глас Господень на водАх”, зовущий нас всех ринять в явлении Христа “Духа Премудрости, Духа Разума, Духа Страха Божия”.

Второй тропарь “Днесь вод освящается естество” повествует нам о том, что сама природа воды изменилась в результате Крещения Христа в Иордане. Эта мысль дополняется окончанием четвертого и последнего тропаря “Ко гласу вопиющаго в пустыни”, восклицающего от имени Иоанна Предтечи и, в то же время, каждого христианина: “…Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех!” С этого дня вещество воды стало способным очищать грехи людей в церковном Таинстве Крещения. Знамением такого преображения свойств воды является агиасма – богоявленская святая вода, обладающая многими известными чудесными свойствами, которую мы и “почерпаем” в конце крещенского богослужения. В третьем тропаре “Яко человек на рекУ” Церковь напоминает нам о величайшем смирении Божественного снизхождения, Бог не только принял человеческий образ, но идет принять крещение – как раб, как один из грешников. А ведь даже для благочестивых иудеев обряд Иоаннова крещения казался унизительным и позорным, ведь в те времена такой ритуал омовения совершался для принятия в иудаизм язычников, которые считались средоточием всякой грязи, греха и пороков. Заключительный тропарь возвращает нас к евангельским событиям и, словами Предтечи, выражает наш трепет и недоумение при встрече с одной из величайших Божественных тайн: “Како просветит светильник света? Како руку положит раб на Владыку?” Но не только людей охватывает этот трепет, даже материальная вселенная, представленная водами реки Иордан “убояшася”.

После пения тропарей совершается пять чтений: три пророчества Исаии, отрывки из Послания к Коринфянам и из Евангелия от Марка. Евангелие кратко напоминает нам о событиях Праздника. В апостольском чтении Христос сравнивается с камнем, из которого истекает живая вода Спасения, поившая еще ветхозаветных иудеев, а теперь напояющая христиан. А в предваряющих новозаветные чтения отрывках из Исаии речь идет о будущей Церкви Христовой, как об источнике Спасения всех народов, исцеляющем все недуги и утоляющем любую жажду. Лейтмотивом их являются слова: “Почерпите воду с веселием, от источник Спасения”.

Затем возглашаются молитвы, и всенародные, и священнические, которые являются не только просительными – о ниспослании “благословления Иорданова” и о “приводящей в жизнь вечную” воде – но также в значительной степени благодарственными и славословными, прославляющими Бога как Творца и Благодетеля.

Последнее благословение воды совершается троекратным погружением в нее Креста под многократное пение тропаря праздника “Во Иордане крещающуся Тебе Господи”, который еще раз в сжатой форме выражает мысли четырех начальных тропарей Великого Водоосвящения. После этого священник окропляет святой водой собравшихся, все возвращаются в храм, помещения которого тоже окропляются, и дальше поется благодарственная стихира “Воспоим вернии” и служится заключительная часть праздничной литургии.

Святитель Иоанн Златоуст сказал: «С рабами Господь, с виновными Судия идет креститься. Кто не подивится этому!» (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование… Т.1. Беседа 12. С. 122.).