“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Рождество Пресвятой Богородицы

8 сентября (21 сентября по новому стилю) Церковь молитвенно празднует Рождество Пресвятой Богородицы.

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

150-летие со дня прославления иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской

1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская.

День прославления преподобного Варнавы Гефсиманского в лике Собора Радонежский святых.

Однажды глубоким вечером преподобный Сергий совершал свое обычное молитвенное правило, он весь был погружён в молитву за своих духовных чад. И вдруг его позвал по имени голос: «Сергий!». Преподобный открыл оконце своей келии и увидел множество чудных птиц и дивный свет в ночи озаряющий всё кругом. Голос свыше послышался вновь: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют они, и так чудно будут они украшены разными добродетелями…» (из жития преподобного Сергия Радонежского).

19 июля 1995 года в день Собора Радонежских святых была совершена канонизация иеромонаха Варнавы (Меркулова). Это торжество возглавил святейший патриарх Алексий II, сослужил ему сонм архиереев, братия Лавры в священном сане. Служба совершалась в Успенском соборе Троице-Сергиевой обители. Материалы для канонизации были собраны архим. Георгием (Тертышниковым), насельником Лавры, им же написано и полное житие святого.

Прославлен в лике Радонежских святых… За великое счастье почитают ученики преподобного Сергия, иноки его обители, жить на земле освящённой его подвигами, его жизнью, необычайная честь быть похороненным на братском кладбище в Деулино. Но какой высоты должна быть жизнь подвижника, чтобы быть прославленным в лике, куда входит святой Сергий и более 75 его учеников и сподвижников! Именно столько подвижников входит в собор Радонежских святых. Первый раз память этим святым была торжественно отпразднована в 1981 году по благословению патриарха Пимена. Но задолго до этого, ещё в XVII веке мы находим первые списки Радонежских святых. Служба преподобным Сергию и Никону была написана около 1853 года. Поводом к её написанию было освящение трапезной церкви в Гефсиманском скиту Лавры в честь святых Сергия и Никона Радонежских (23 сентября 1853 года). В 1981 году был освящён первый предел в честь собора Радонежских святых в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой обители.

Мог ли преподобный Варнава Гефсиманский, живя на земле, освящённой собором таких угодников, не задумываться над их жизнеописаниями и поучениями, мог ли он не ставить их в пример себе, не размышлять каких помощников в монашеском подвиге он сподобился? Господь пасет мя, и ничто же мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя (Пс.22). Многие живут в России и не помышляют, что живут в православной стране, на Руси Святой. Но не так было со святым Варнавой, мы можем немного понять, о чём он размышлял и молился в ночной тишине своей келии, прикоснуться к его сокровенному подвигу. Не ради любопытства попытаемся исследовать его подвиг, но стремясь ко спасению души: «Духи удобно убивают вступившего в борьбу с ними без надлежащей опытности и без надлежащего приготовления» (святитель Игнатий Брянчанинов, Приношение современному монашеству, гл.6), - поищем тщательно этот опыт.

Перед преподобным Варнавой проходили святые Радонежского собора.

Преподобный Никон, приемник святого Сергия, всеми силами стремящийся к богоносному Троицкому игумену. Удивительно, что святого Никона не остановило даже прямое неприятие Сергием его в свой монастырь, и через 2 года он снова просится к преподобному Сергию, уже облечённый в монашескую ризу и в священнический сан. Кажется, столько получив в обители святого Афанасия Высоцкого, святой Никон должен был бы по гроб быть благодарным ему, но ради духовного общения с преподобным Сергием он уходит в обитель на Маковце. И не вотще было его стремление: после он жил в одной келии со святым Сергием, стал его приемником, и на литиях в Лавре их имена поминаются вместе.

Преподобный Савва Сторожевский, неожиданно избавивший порфироносного Алексея Михайловича от смертельной опасности быть задранным медведем. Царь охотился в окрестностях Звенигорода, вся его дружина разбрелась по лесу. И вдруг на него, оставшегося один на один с опасностью, вышел огромный медведь, беззащитный царь считал себя погибшим, но явился медведю преподобный Савва, и тот убежал в лес, а царь с той поры запретил кому-либо кроме себя делать вклады в Звенигородскую обитель.

Преподобный Дионисий архимандрит Троицкой Лавры, управлявший обителью в смутное время. Он побудил братию отдать продовольствие, запасённое монастырём, бедствующим мирянам, побудил братию хоронить усопших в весях близких и далёких от Лавры, лечить раненных. И, когда обитель расточила все свои богатства, к преподобному Дионисию пришло известие, что казаки под Москвой в ополчение Минина и Пожарского, из-за безденежья хотят убить вождей ополчения и разойтись по домам. Святой Дионисий недолго думал, вскоре к казакам пришёл обоз, в котором были ризы с чудотворных икон и стихари унизанные жемчугом, - это последнее что осталось в Лавре. Казаки устыдились, возвратили всё обратно в обитель, а сами поклялись переносить все лишения. Вскоре Москва была освобождена от интервентов.

Преподобный Максим Грек, сын Афона, с честью принятый в Москве, но своим неподкупным нравом, обличением пороков знати и даже царя, попавший в опалу. Заключённый в смрадную келию с приговором еретика нераскаянного, он много пострадал от дыма и смрада, оков и побоев, по временам приходя в бессознательное состояние. Но явился ангел и сказал ему: «терпи старец! этими муками избавишься вечных мук». И в этой темнице, лишённый возможности писать на бумаге, он написал углём на стене своей келии-камеры канон Святому Духу Утешителю. Впоследствии через много лет он был оправдан, но на Афон его уже не отпустили. Боялись, что он там расскажет лишнего.

Много подвигов многоразличных у святых Радонежского собора и преподобный Варнава по ночам, при свете свечи, читал книгу с их житиями: преподобных схимонахов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби), преподобного Михея, святителя Феодора Ростовского, святителя Серапиона, преподобного Иоасафа и многих-многих других подвижников. Слова священной книги проникали в сердце святого Варнавы. Особенно он любил читать житие преподобного Сергия, видимо, составленное его учеником святым Епифанием.

Так вот и мы теперь читаем житие преподобного Варнавы и удивляемся его подвигам и чудесам. Будем же стремиться быть как он не только в чтении, но и в подражании святым угодникам, там при свете свечи, в молитве и посте, в бдении и милостыне, в любви и святости. Только вот как это сложно. Молитвами преподобного Варнавы да поможет нам Господь исполнить хоть один процент из того, что исполнили наши святые угодники.