“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Сретение Господне

В этот день мы воспоминаем, как в сороковой день по Рождестве Богомладенца принесли в Иерусалимский храм.

Делегация Государственной Думы

8 февраля 2020 Гефсиманский Черниговский скит посетила делегация депутатов Государственной Думы Российской Федерации.

Богоявление

19 января Церковь молитвенно празднует Богоявление, Крещение Господне. В этот день мы вспоминаем о явлении Пресвятой Троицы, когда Господь наш Иисус Христос пришел на Иордан, чтобы принять Крещение от Иоанна Предтечи.

Крещение Господне

«Величаем Тя, Жизнодавче Христе,
нас ради ныне плотию крестившагося
от Иоанна в водах Иорданских»
(величание праздника)

Нынешний праздник в Православной Традиции имеет три названия: Крещение Господне, Святое Богоявление и Просвещение. Каждое из этих названий раскрывает нам особый смысл сегодняшнего события.

Евангелие повествует, что прежде Крещения Господня на Иордан к Иоанну Предтече стекалось множество народа, чтобы креститься от него. В чем же различие между Крещением установленным Спасителем и до сего дня совершаемым в Церкви, и крещением Иоанновым? Это различие заключается в том, что крещение совершаемое Иоанном было предуготовительным крещением покаяния. Оно не давало совершенного очищения от греха и не сочетало человека со Христом, а лишь подготавливало его к принятию Спасителя. Как говорит об этом апостол Павел: "Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть Иисуса Христа" (Деян.19:4). Однако уже крещение Иоанново содержит в себе символ смерти для прежней греховной жизни, и восстания для новой жизни в Боге. Подобными прообразами Крещения в Ветхозаветной истории являются всемирный потоп и прохождение бежавших из Египта израильтян сквозь воды Чермного (Красного) моря.

Крещение Господне со всей очевидностью свидетельствует о необходимости крещения для спасения, ведь если Сам Христос приемлет его, то что говорить о нас грешных. Но все же, почему же безгрешный Господь, не имевший в этом нужды, принимает крещение от Иоанна?

В этом событии происходит нечто иное, нежели в крещении обыкновенных людей. Когда Предтеча Господень Иоанн крестил израильтян в покаяние, иорданские воды как бы вбирали в себя грех человеческий, когда же в Иордан погрузился Христос, Он уничтожил всю скверну греховную и освятил воды, сделав их купелью Крещения для всех желающих спасения на все времена до скончания мира.

Богоявлением нынешнее событие называется с одной стороны в житейском смысле, а с другой стороны - в богословском. День Крещения был именно тем днем, когда Христос вышел на проповедь, и явил Себя миру. В этот день ему исполнилось 30 лет, а согласно ветхозаветной традиции мужчина не имел права учить до наступления тридцатилетия. Поскольку по логике день Крещения Господня совпадает с днем Его Рождества, в древности эти два события праздновались одновременно. Но поскольку день Богоявления требовал особого внимания, он был выделен в отдельный праздник.

Богословское же значение Богоявления относится к явленному в этот день новозаветному откровению о Святой Троице: "И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф.3:16–17). Присутствовавшие при Крещении видели Христа - воплощенное Слово, Духа Божия, сходящего на Него в образе голубя, и слышали небесный глас Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17).

В день Крещения Господня во всех православных храмах совершается Великое освящение воды, которую верующие берут с собой для окропления своих жилищ и хранят на протяжении всего года, с благоговением используя эту святыню в своих нуждах. Известно, что Крещенская вода не подвержена порче и в церковном обиходе именуется Великой агиасмой - великой святыней.

Праздник Святого Богоявления, на ряду с праздниками Пасхи, Преображения, Входа Господня в Иерусалим, является таким днем, когда многие приходят в храм лишь для того, чтобы что-нибудь оттуда унести (в данном случае освященную воду). Поэтому сегодня будет уместным напомнить, что без крещенской воды, куличей, вербы и яблок спасение души все же возможно. А вот без исполнения заповедей Христовых, без покаяния, молитвы и Таинств Церкви - нет. Господь через Свою Церковь обильно подает святыню во спасение души и тела, но нет пользы от святыни тем, кто пренебрегает учением церковным. "Кому Церковь не мать, тому Бог не отец", - говорил святитель Киприан Карфагенский.

Крещение и Богоявление являются праздником Просвещения мира его Создателем. Спаситель явил себя миру, освятил воды, сделав их купелью Крещения и просветил мир благодатию Духа Святаго и откровением о Божестве едином в Трех Лицах. Будем же в сей день радоваться о просвещении душ наших Светом Истины, который да не оставит нас молитвами Пречистой Божией Матери, пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна, и всех святых. Аминь.