“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

150-летие со дня прославления иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской

1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская.

Молебен перед началом учебного года

31 августа, по традиции, в Гефсиманском Черниговском Скиту отслужен молебен перед началом учебного года.

Начало Великого поста

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню,
для искушения от диавола, и, постившись
сорок дней и сорок ночей» (Мф.4:1-2)

Испокон веков подвижники полагали за основу в духовном росте молитву и пост. Эти два столпа могут устоять только в том случае, если будут поддерживаться друг другом. Как пост бесплоден без молитвы, так и молитва без поста. Правила, традиции и сроки проведения Великого поста формировались в течение нескольких столетий. 

Уже во II–III вв. в ночь перед Пасхой совершался пост в воспоминание Христовых Страстей, который заканчивался на рассвете перед Таинством Евхаристии. Этот пасхальный пост считается предшественником поста Великого. Он мог продолжаться от 40 часов до семи дней. В течение 40-часового поста ранние христиане полностью воздерживались от пищи. Позднее, во второй половине III-го и в IV в. встречаются упоминания о 40-дневном посте. Возможно, изначально он не был связан с Пасхой, а проводился после Богоявления как воспоминание 40-дневного поста Спасителя в пустыне и лишь позднее стал предпасхальным постом. 

Еще один предшественник Великого поста – предкрещальный пост. После II в. становится распространенной традиция принимать Крещение в Пасхальную ночь. Обязательной частью подготовки к Таинству являлся пост. Вероятно, с течением времени пост перед Крещением и предпасхальный пост объединились в один. 

Святитель Афанасий Великий (ок. 298–373) в своем втором пасхальном послании конкретно указывает на 40-дневный пост как на пост, предваряющий праздник Пасхи. Святитель включил в него и Страстную седмицу, поэтому пост, по его мнению, начинался за шесть недель до Пасхи. Также он исключил из общего счета дней субботу и воскресенье перед Пасхой, поэтому число дней поста равнялось сорока. Повсеместное принятие поста в христианской Церкви произошло в конце IV– начале V вв. Тем не менее, у людей из разных областей счет дней поста был неодинаков, различалась и сама традиция проведения поста. 69-м Апостольским правилом была провозглашена окончательная обязательность соблюдения поста всеми христианами: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу (40 дней) перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен». 

Семь недель святого поста, стоящие преддверием великого праздника во славу Христа Спасителя, по выражению святителя Иоанна Лествичника, - лествица, по которой христиане должны восходить к духовным совершенствам. Сумевший и успевший пройти твердой стопой по этой лествице способен принять в себя дары Святаго Духа и созерцать величайшее таинство Христова Воскресения. Каков же должен быть наш пост, чтобы он был угоден Богу и спасителен для нашей души? Над решением этого вопроса человеку нет необходимости мудрствовать. Необходимые качества поста указаны в Евангелии. 

Первое условие нашего говения и христианского поста - незлобие души. Человеку гордому, человеку немиролюбивому, строптивому не доступны утешения истинного поста. Когда душу нашу обуревают злые воспоминания и неблагожелательность, когда наше сердце беспокойно волнуется чувством гнева, мести и ненависти, то мы не постимся и не говеем. В этом состоянии человек, хотя бы уста его и повторяли слова молитв, а слух внимал церковным песнопениям, не замаливает свой грех, но усугубляет его. В этом состоянии человек - раб страсти. Истинный же пост возбуждает в душе чистейшие, благороднейшие чувства любви. Трезво и разумно проходит пред сознанием человека великость той цели, к какой он направил свою душу. Достижение этой цели обставлено величайшими качествами любви. На пути к этой цели желающему должным образом провести Великий пост нужно ни на минуту не забывать обязанности быть кротким. 

Кротость и уступчивость - это первые одеяния христианского поста. Умение сдержать гневный порыв, умение отдалить от себя зависть и соперничество, навык поступиться великодушно своими правами - это есть первое богоугодное начало поста христианского. Продолжая идти в том же направлении, человек - христианин во дни поста должен выработать в себе еще ценное добродетельное качество - снисходительность. В забывчивости о своих личных недостатках мы часто являемся грозными и страшными к человеческим ошибкам и проступкам. Горьким словом, презрительным взглядом мы унижаем личность другого человека. Таким образом, главное и первое условие поста - приобретение человеком любви к человеку. Любящая душа, озаренная светом благодати, украсится дарами Святаго Духа.  

Второе условие христианского поста изображено в следующих словах Самого Иисуса Христа: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, лицемеры помрачают свои лица, чтобы явиться пред людьми постящимися» (Мф. 6, 16). Лицемеры соблюдают правила поста и говения только напоказ людям, а не для Бога постятся. Они хотят, чтобы другие их считали постниками, а не для того, чтобы постом расположить свою душу к добрым делам и угодить Богу. Лицемерный пост оскорбляет Бога, отвращает Его любящее и правосудное око от человека. Истинный пост должен быть предпринимаем для Бога, то есть для того, чтобы возможными душевными и телесными  подвигами очистить душу от грехов, расположить ее к добру. Очевидно, такая душевная деятельность труднее, нежели лицемерное телесное пощение. 

Третье условие христианского поста, по учению Евангелия, это постоянное мысленное обращение человека к небесному счастью, приобретенному для нас Иисусом Христом. По наставлению святой Церкви мы должны постоянно молиться и думать о том, как бы получить Небесное Царство. Нас крестили младенцами в купели затем, чтобы мы попали в это Царство. Нас подводили к чаше Христовой только за этим. Словом, молитва наша, - и общественная, и частная - одинокая, есть просьба этого Царства. Но чаще всего наша жизнь явно отрицает это стремление. У человека является в данном случае странное и непостижимое несогласие с самим собой. Это зависит от простой причины - от того, что многие из нас неясно, слабо и неопределенно представляют себе небесные блага и вообще душевные наслаждения. А, между тем, - это представление небесного и чистого и составляет для человека истинное блаженство, истинный источник воды живой, про который беседовал Иисус Христос однажды с женой самарянской (Ин. 4). 

Мы, привыкшие вести расчеты только с настоящей своей действительностью, похожи на людей, которые утоляют жажду мутной и гнилой водой. Но это удовлетворение незаметно несет за собой ослабление и расстройство сил. Душа человеческая не может быть довольна настоящим, ограниченным, чувственным. Ей необходимо блаженство не на время, но навсегда. Когда мы истинно любим, нам хочется любить не на срок, но вечно. Временное обладание - это эгоизм, чувство, недостойное человека, и есть не что иное, как животное услаждение чувств. Пусть каждый из нас поставит за необходимость стремление к высшим духовным наслаждениям. В них, только в них и небо, и вечность, и рай, и самые люди как ангелы. Эти наслаждения чистые и святые; они успокоительно ведут человека посреди сени смертной.  

Спаситель в Евангелии, которое вы слышали, предупреждает: не ищите сокровищ на земле, ищите их в небе, ищите от неба указанным способом, ищите вечных благ, которых ни моль, ни ржа не истребляют, ни воры не крадут и не подкапываются под них (Мф. 6, 19). Вот урок матери нашей Церкви в день прощания нашего с грехами и суетой. Не будем учениками рассеянными и ленивыми. Этот урок весьма важен для тех, кто хочет говеть и кто хочет поститься.