“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Перенесение мощей святителя Николая

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

22 мая (9 мая по старому стилю) Церковь молитвенно чествует перенесение мощей святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских.

Радоница

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Во вторник второй седмицы по Пасхе совершается особое поминовение усопших. 

Светлая седмица

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Всю Светлую седмицу службы совершаются с особой торжественностью, при открытых Царских вратах в знак того, что Господь Своим Воскресением открыл верующим двери рая; каждый день после литургии проводится крестный ход....

НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПОСТА

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче,
утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему,
храм носяй телесный весь осквернен;
но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.
[покаянный тропарь, постная триодь]

Великий пост в жизни христианина - время, когда мы поставлены в некотором смысле на Суд Божий. Мы должны готовиться к посту заранее. Церковь в молитве св. Ефрема Сирина даёт понять, что к началу поста мы уже должны освободиться от смертных грехов и просить об освобождении от страстей и даровании добродетелей душе: Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…[первая часть молитвы прп. Ефрема Сирина].

Церковное предание определяет четыре подготовительные недели к Великому посту. Первая подготовительная неделя Великого поста – неделя о Закхее. Единственное её богослужебное отличие от рядовой недели в чтении на литургии Евангелия о призвании Господом Иисусом Христом в сонм своих учеников мытаря Закхея.

Вторая подготовительная неделя напоминает нам о простой истории, когда в храм пришли помолиться мытарь и фарисей. Мытарь был оправдан за смирение и самоосуждение, а фарисей за гордость и тщеславие осуждён. «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили как постника» [творения прп. аввы Дорофея]. В эту неделю впервые поётся 136 псалом («На реках Вавилонских…») и покаянные тропари называемые в народе песнью благоразумного разбойника. Седмица эта сплошная, чтобы каждый мог произнести от сердца вместе с мытарем: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк.18:13).

В третью подготовительную неделю, называющуюся о блудном сыне, призываемся мы возвратиться из далёкой страны, где мы все, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, пасём свиней – свои страсти. Возвратиться к Отцу всё это время ожидающему нас. Подумаем, какое же это будет для Него горе, если Он, столько лет ожидая нас, не увидит, возвращающихся с чужбины, детей и в этом году.

Последняя седмица предваряющая Великий пост называется масленицей. В среду и пятницу этой недели поста нет, но в продолжении неё нельзя уже вкушать мяса. Евангелие, за неделю до поста, читается о страшном Суде. Это уже не житейская история, но эсхатологическая реальность, призывающая нас к милосердию. В ней говорится только о том добре, которое мы сделали или не сделали ближнему. Богослужебный устав седмицы отменяет литургию в среду и пятницу, в эти же дни начинаются в храме земные поклоны с молитвой прп. Ефрема Сирина.

Последняя неделя перед постом называется прощёным воскресеньем. Вечером все мы собираемся в храм чтобы попросить друг у друга прощение. Лампадки в церкви все уже постового цвета, тёмно-синего, тёмно-зелёного. Облачения у священников и убранство храмов, где это возможно, серого цвета. В преддверии Великого поста всё житейское отодвигается, особенно всё это чувствуется в монастырях, где большинство братии будет на первой седмице молиться на всех храмовых богослужениях. Это около восьми часов храмовой молитвы, с земными поклонами, всё это на фоне строгого поста.

И далее нас ждут семь седмиц Великого поста, на которые выпадают некоторые великие праздники.

Например, 7 апреля по новому стилю в большинстве случаев попадающему на Великий пост светло празднуется двунадесятый праздник Благовещения. А за седмицу до Пасхи празднуется, так же двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим. Лазарева суббота, воспоминание воскресения умершего четыре дня назад и уже похороненного Лазаря, вплотную приближает нас ощущению Пасхи, когда воскрес Бог Слово Господь Иисус Христос.

В Страстную седмицу мы проживаем на богослужениях последнюю неделю перед Распятием, само Распятие и субботу преблагословенную, во время которой Господь выводит души из преисподней.

Радость ли для христианина наступление Великого поста? Должно быть радостью, которой мы должны ждать весь год. Но, к сожалению, в жизни происходит обычно иначе: на сырной седмице мы радуемся, а кто-то, проснувшись в середине первой седмице поста, спрашивает: почему именно я проснулся сегодня в такой скорбный день, почему уже кончилась масленица, а светлая седмица ещё не началась?

Будем трезвиться в наступающем посту, подходить к духовным подвигам не спустя рукава, переносить постовые тягости с радостью и дорожить великопостной жизнью, как сокровищем, найденным в поле, как жемчужиной обретённой, как жизнью полной мягкого света, призывающей нас к будущему веку.