“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

В этот день Церковь особо выражает почитание Голгофского Креста. Это единственный двунадесятый праздник, исторической основой которого явились события не просто новозаветные, но значительно более поздние – из области церковной истории. 

Рождество Пресвятой Богородицы

8 сентября (21 сентября по новому стилю) Церковь молитвенно празднует Рождество Пресвятой Богородицы.

День памяти преподобных Антония и Феодосия

2 сентября (15 по новому стилю) – день памяти святых преподобных Антония и Феодосия, родоначальников монашества на Руси.

Основатель Киево-Печерской лавры преподобный Антоний, в миру Антипа, с юности чувствовал в себе призвание к подвижнической...

НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПОСТА

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче,
утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему,
храм носяй телесный весь осквернен;
но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.
[покаянный тропарь, постная триодь]

Великий пост в жизни христианина - время, когда мы поставлены в некотором смысле на Суд Божий. Мы должны готовиться к посту заранее. Церковь в молитве св. Ефрема Сирина даёт понять, что к началу поста мы уже должны освободиться от смертных грехов и просить об освобождении от страстей и даровании добродетелей душе: Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…[первая часть молитвы прп. Ефрема Сирина].

Церковное предание определяет четыре подготовительные недели к Великому посту. Первая подготовительная неделя Великого поста – неделя о Закхее. Единственное её богослужебное отличие от рядовой недели в чтении на литургии Евангелия о призвании Господом Иисусом Христом в сонм своих учеников мытаря Закхея.

Вторая подготовительная неделя напоминает нам о простой истории, когда в храм пришли помолиться мытарь и фарисей. Мытарь был оправдан за смирение и самоосуждение, а фарисей за гордость и тщеславие осуждён. «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили как постника» [творения прп. аввы Дорофея]. В эту неделю впервые поётся 136 псалом («На реках Вавилонских…») и покаянные тропари называемые в народе песнью благоразумного разбойника. Седмица эта сплошная, чтобы каждый мог произнести от сердца вместе с мытарем: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк.18:13).

В третью подготовительную неделю, называющуюся о блудном сыне, призываемся мы возвратиться из далёкой страны, где мы все, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, пасём свиней – свои страсти. Возвратиться к Отцу всё это время ожидающему нас. Подумаем, какое же это будет для Него горе, если Он, столько лет ожидая нас, не увидит, возвращающихся с чужбины, детей и в этом году.

Последняя седмица предваряющая Великий пост называется масленицей. В среду и пятницу этой недели поста нет, но в продолжении неё нельзя уже вкушать мяса. Евангелие, за неделю до поста, читается о страшном Суде. Это уже не житейская история, но эсхатологическая реальность, призывающая нас к милосердию. В ней говорится только о том добре, которое мы сделали или не сделали ближнему. Богослужебный устав седмицы отменяет литургию в среду и пятницу, в эти же дни начинаются в храме земные поклоны с молитвой прп. Ефрема Сирина.

Последняя неделя перед постом называется прощёным воскресеньем. Вечером все мы собираемся в храм чтобы попросить друг у друга прощение. Лампадки в церкви все уже постового цвета, тёмно-синего, тёмно-зелёного. Облачения у священников и убранство храмов, где это возможно, серого цвета. В преддверии Великого поста всё житейское отодвигается, особенно всё это чувствуется в монастырях, где большинство братии будет на первой седмице молиться на всех храмовых богослужениях. Это около восьми часов храмовой молитвы, с земными поклонами, всё это на фоне строгого поста.

И далее нас ждут семь седмиц Великого поста, на которые выпадают некоторые великие праздники.

Например, 7 апреля по новому стилю в большинстве случаев попадающему на Великий пост светло празднуется двунадесятый праздник Благовещения. А за седмицу до Пасхи празднуется, так же двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим. Лазарева суббота, воспоминание воскресения умершего четыре дня назад и уже похороненного Лазаря, вплотную приближает нас ощущению Пасхи, когда воскрес Бог Слово Господь Иисус Христос.

В Страстную седмицу мы проживаем на богослужениях последнюю неделю перед Распятием, само Распятие и субботу преблагословенную, во время которой Господь выводит души из преисподней.

Радость ли для христианина наступление Великого поста? Должно быть радостью, которой мы должны ждать весь год. Но, к сожалению, в жизни происходит обычно иначе: на сырной седмице мы радуемся, а кто-то, проснувшись в середине первой седмице поста, спрашивает: почему именно я проснулся сегодня в такой скорбный день, почему уже кончилась масленица, а светлая седмица ещё не началась?

Будем трезвиться в наступающем посту, подходить к духовным подвигам не спустя рукава, переносить постовые тягости с радостью и дорожить великопостной жизнью, как сокровищем, найденным в поле, как жемчужиной обретённой, как жизнью полной мягкого света, призывающей нас к будущему веку.