“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Святое Богоявление

В праздник Богоявления Церковь воспоминает явление миру Пресвятой Троицы при Крещении Господа. Бог Отец глаголет с небес о Сыне, Сын крестится во Иордане от святого Предтечи Господня Иоанна, Дух Святой сходит на Сына в виде Голубя. О событии этом...

Навечерие Богоявления

Изначально 6 января (по Юлианскому календарю) было принято вспоминать и Рождество Христово, и Крещение Господне. Этот праздник назывался Богоявлением. Тогда праздновалось и воплощение Христа в мир, и явление Святой Троицы на водах Иорданских...

Рождество Христово

7 января (25 декабря по старому стилю) Церковь молитвенно празднует Рождество Христово.

ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

После христианизации Римской империи равноапостольным Константином Великим, он решил очистить находящиеся в Палестине места связанные с евангельской историей от языческих капищ и построить на этих местах храмы Божии.  Мать императора, равноапостольная царица Елена, для осуществления этого святого дела отправилась на Святую землю. Она построила здесь множество храмов, в том числе первоначальный храм Гроба Господня, разрушенный через шесть с половиной веков мусульманами.  Равноапостольная Елена обрела в 326 году и Крест, на котором был распят Господь. Долго царица выведывала, где Он находится. Иудеи и язычники, знавшие о Его местонахождении, не стремились как-то содействовать поискам, да и через 300 лет знали об этом совсем не многие. Но святая Елена всё же узнала о Его местонахождении: древний иудей (впоследствии в крещении получивший имя Кириак, ставший патриархом Иерусалимским и принявший мученическую смерть в 363 году во время жестоких гонений на христиан Юлиана Отступника) указал на место, где был скрыт Крест. Однако откопали три креста и отдельно лежавшую табличку «ИНЦИ». И поиски потерпели бы неудачу, если бы не твёрдая вера искавших: мимо них шла похоронная процессия, они её остановили, и возложили поочерёдно три найденных креста на умершего. После возложения Креста Спасителя покойник воскрес. Произошли и другие чудеса от Животворного Креста. Народ, узнав о происходящем, толпами стал стекаться ко Кресту, но только пришедшие первыми могли увидеть Его. И тогда патриарх по просьбе народа воздвиг Крест вверх, так чтобы все могли Его увидеть, и народ восклицал: «Господи, помилуй!»
В память обретения Креста Господня установлен праздник Крестовоздвижения. Это двунадесятый праздник, хотя события, в воспоминание которого он установлен, казалось бы, слишком поздние: это уже 326 год. Все остальные двунадесятые праздники установлены в память событий относящихся ко времени земной жизни Спасителя и Богородицы. Задумаемся, неужели события Крестовоздвижения так важны, что поставлены отцами Церкви рядом с Рождеством Христовым и Успением Божией Матери?
И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10:38). «Не должно ли удивляться тому, как у них (апостолов), при таких словах, душа удержалась в теле, когда беды отовсюду были перед глазами, а награды только в ожидании? Как же удержалась? Велика была сила Говорящего, велика и любовь слушающих; потому-то, слыша гораздо тягостнейшее и прискорбнейшее, нежели что слышали те великие мужи – Моисей и Иеремия, пребыли послушными и нисколько не противоречили». Так велико значение Креста Господня, так велики крестные страдания Иисуса Христа, что Церковь установила быть двунадесятым праздником событию связанному напрямую с Распятием: Крестовоздвижению. Обретение Креста только повод для воспоминания событий Распятия. Обретение как бы обложка под которой скрыта глубина текста. Двунадесятый праздник напоминает нам о событиях 326 года, но незримо отсылает нас на поклонение воздвижению того же самого Креста тремя веками ранее. И в этой глубине достоинство Крестовоздвижения равное с прочими двунадесятыми праздниками. В великую пятницу страстной седмицы двунадесятый праздник, конечно, неуместен.
Святой Андрей Критский говорит в своём слове посвящённом этому празднику: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество». Великая Пятница, когда мы вспоминаем Крестные страдания Господа, день особенно скорбный для верующих, а Воздвижение Креста – праздник. Празднуется победа, совершившаяся в Воскресении, хотя день и постный. Чтобы пояснить этот парадокс можно привести слова апостола Павла, которые читаются на литургии праздника 27 (14 ст.ст.) сентября: Братья, слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия. Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну»… А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие, для самих же призванных иудеев и еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость (1Кор. 1:18-19, 23-24). Когда мы вспоминаем Крестные события, то печаль и собранность вытесняют всякую радость, но когда после, через полгода, приходит день посвящённый Кресту, мы больше радуемся силе Божией, являемой во Христе.
И это не человеческая выдумка, ведь и второе пришествие, которое, как мы знаем, будет во время наибольших гонений, скорбей и хаоса в этом бренном мире, будет предваряться знамением Креста на небе. Трудно представить, сколь радостным будет это знамение для оставшихся в живых христиан, взятых на облака для встречи Господа. Это великое знамение радостно и для нас, современных христиан, хотя ещё не в такой степени, но чем ближе к закату, тем более радостно. Со временем земные упования слабеют, этому содействует и слово Божие (Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10:37)), и остаётся упование на Бога.
И в заключении приведу пример, как Господь исцеляет от упования на что-то мирское и приводит к Себе. Учит любить этот мир по-христиански, не питать иллюзий относительно него. Эта история произошла в то далёкое время, когда я ещё учился в Свято-Тихоновском университете, наш заочный сектор находился в каком-то бизнес центре на Озёрной улице, это окраина Москвы. Сдав один из самых сложных экзаменов, я с чувством непередаваемой радости вышел на лестницу нашего пятого этажа, и был потрясён, отсюда открывался панорамный вид на Москву: уже стемнело, вся площадь Озёрной улицы была в огнях, автомобили разрезали пространство по разным направлениям, люди спешили с работы, вдалеке  по всему пространству высились башни жилых домов, с уже зажегшимися огнями в квартирах. Это было так красиво, в особенности для приезжающего в Москву только на сессии, что запомнилось мне через годы и годы. Но что же дальше? Я не воздал славу Богу, а вместо этого подумал: какой я молодец, сдал экзамен, и этот вид справедливая награда мне за понесённые труды. Господь поругаем не бывает. И Он показал мне, чего без него стоят все мои труды и изнанку таких видов. Только я вышел из здания, как ко мне привязался винопийца, ему ничего от меня не нужно было, он просто шёл за мной и ругал, всеми известными словами меня. Конечно, причина была в моей бороде и гриве. Я иду, а он за мной и во весь голос ославляет меня, дошли до остановки автобусов он стал рядом со мной и ругает, а вокруг народ, мне уже неудобно. Подошёл автобус, он за мной садится в него, но тут хорошо ребята с нашего курса увидели мою беду и заняли его в автобусе разговором, а я тем временем растворился среди ближних, благословением Божием. Вот чего стоят наши города благословлённые Богом, когда из них изгоняется Бог. Они красивые… издалека. Но многие этого не знают, уповая на мегаполисы и всё, что с ними связано, они закапывают небесное в такое бренное и земное… фонарики, колесницы, интересная работа, фитнес, интернет пространство и даже в то, что нельзя поставить в один ряд с перечисленным: семья, Родина, мораль... Вероятно, многих из таких людей стоило бы выбросить на свалку жизни, чтобы они исцелились силою Господней от привязанности к мирскому (…и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф.10:37)).
Праздник Крестовоздвижение, именно праздник… потому что в нём нас благословляет Бог, без этого благословения это был бы постный день с очень длинной службой для прихожанина и с очень сложным последованием действий для пономаря и даже более, это была бы трагедия распятия без утверждения Воскресения. Воздадим же Господу славу за Его Крест, воздадим же Господу славу и за наш маленький крестик…