“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

150-летие со дня прославления иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской

1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская.

Молебен перед началом учебного года

31 августа, по традиции, в Гефсиманском Черниговском Скиту отслужен молебен перед началом учебного года.

Преображение Господне

“Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый
учеником Твоим, славу Твою, якоже можаху: да возсияет и
нам грешным свет Твой присносущный, молитвами
Богородицы, Светодавче, слава Тебе”.
(тропарь праздника)

По свидетельству святого евангелиста Луки, целью восшествия Христа на Фаворскую гору была молитва, а не преображение: «Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться» (Лк.9,28). Само Преображение как чрезвычайный факт явилось следствием и результатом молитвы. Во время молитвы “они видели лицо Его блистающим, подобно молнии, и одежды Его белыми, как свет”(прп. Ефрем Сирин).

В славе преображения Христа Спасителя предвозвещалась слава Его воскресения из мертвых и та слава, в которой Он придет на землю судить живых и мертвых. Господь преобразился перед учениками, чтобы еще и еще раз после бесчисленных чудес показать им очевиднейшим образом Свое божество и Свое единосущие с Отцом. Чтобы они не поколебались в вере во время страданий Его, которые уже приближались, но уразумели и поняли, что Он страдал и умирал за грехи мира добровольно, и с дерзновением проповедовали о Нем людям. Что Он истинно Единородный Сын Божий, Творец мира видимого и невидимого.

Ветхозаветные пророки Моисей и Илия явились со Христом, чтобы засвидетельствовать апостолам, что Иисус Христос есть предвозвещенный издревле пророками истинный Мессия, Спаситель мира, обладающий живыми и мертвыми, а также для убеждения учеников в настоятельной необходимости страданий и смерти Его для искупления мира. Они явились в небесной славе для того, чтобы уверить учеников и всех последователей Христовых, что за их приверженность, любовь к Богу и людям, за подвиги на земле их ожидает такая же или еще большая слава, как учеников и друзей Христовых.

Человек — богоподобное существо. Человек носит в себе частицу Божественного света, частицу Божества. Нам сроден свет Его Божества, и не случайно о нем так тоскует душа человека. Свет этот можно приобрести, умножить. Можно постоянно пребывать в нем, если того мы сами пожелаем. Путь к этому — через богообщение, через терпеливое и неуклонное шествие человека навстречу божественному снисхождению.

Господь делает первым шаг в нашу сторону. Наше желание и наше усилие играют решающую роль в деле богообщения. Только в нем мы обновляемся, совершенствуемся, преображаемся. Чтобы достигнуть своего преображения, человек должен иметь любовь и добрые дела. Человек трудом своим созидает свое преображение и обновление. А Господь, идя навстречу доброму волеизъявлению, посылает благодатную помощь и дар Святого Духа. При Его обильной помощи и совершается наше спасение.

Что же такое Преображение Господне, ставшее идеалом нашего человеческого просветления, или преображения, и зачем понадобилось Господу Богу, Творцу мира, живущему во свете неприступном, преображаться пред свидетелями — Своими учениками и апостолами? Святое Евангелие устами богоглаголивых апостолов так говорит об этом преславном событии. Христос, взяв трех учеников: Петра (как первого по вере), Иоанна (как первого по любви) и Иакова (как первого в терпении и верности), взошел на гору помолиться. «И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). Какова же цель Преображения Господня? На этот вопрос дает ответ одно из церковных песнопений — кондак праздника: «...Ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Святые ученики увиденное проповедуют миру. Бог — это Свет, свидетельствует Божественное Откровение, «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:9, 4-5).

Бог, живущий во свете неприступном, являет Себя миру, людям. Свет Его Божества осиял некоего гонителя христиан Савла на пути в Дамаск, Савла, ставшего затем ревностным апостолом и проповедником Евангелия и принявшего за проповедь о Христе мученическую кончину. Явил Господь Свой свет и славу первомученику архидиакону Стефану. Видевшие его и слушавшие его замечали, что лицо его сияло и он был подобен Ангелу. Грешникам же нет места на Фаворе небесном. Достойными участниками будущей вечной славы явятся те, которые в настоящей жизни преобразуются духом по образу Преобразившегося на Фаворе. Это те, которые преобразовывают свой ум непоколебимой верой так, что он делается умом Христовым, мыслят и рассуждают, как учит святое Евангелие, твердо стоят в истине и отвращаются всякой лжи и неправды. Это те, которые преобразовывают свою волю так, что она становится послушной одному святому Евангелию и никто, а равно и ничто не может отклонить ее от исполнения заповедей Господних. Это те, которые преобразовывают свое сердце так, что в нем пребывает искренняя, пламенная любовь к Богу и ближнему и она живет и дышит единым Господом и упованием вечной жизни. Это те, которые преобразовывают и самые свои внешние чувства так, чтобы они не служили греху и беззаконию, но правде и святыне.

Господи! Молитвами Пречистой Твоей Матери да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный. Не лиши нас последнего преображения, когда по Твоему неложному обещанию праведники воссияют, как солнце, в Царствии Отца Небесного. Аминь.