“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Объявление

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывает всех архиереев, клириков, монашествующих и мирян Московской епархии к усиленной молитве в нынешних сложных эпидемиологических условиях.

Молитвой «во время распространения вредоносного...

Родительская суббота четвертой седмицы Великого поста

Установление во время Великого поста Родительских суббот связано со стремлением исполнения заповеди Спасителя о любви к ближнему. «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. ...

Неделя Крестопоклонная

В субботу третьей седмицы Великого поста, во время утрени, на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий Крест Господень.

Преображение Господне

“Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый
учеником Твоим, славу Твою, якоже можаху: да возсияет и
нам грешным свет Твой присносущный, молитвами
Богородицы, Светодавче, слава Тебе”.
(тропарь праздника)

По свидетельству святого евангелиста Луки, целью восшествия Христа на Фаворскую гору была молитва, а не преображение: «Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться» (Лк.9,28). Само Преображение как чрезвычайный факт явилось следствием и результатом молитвы. Во время молитвы “они видели лицо Его блистающим, подобно молнии, и одежды Его белыми, как свет”(прп. Ефрем Сирин).

В славе преображения Христа Спасителя предвозвещалась слава Его воскресения из мертвых и та слава, в которой Он придет на землю судить живых и мертвых. Господь преобразился перед учениками, чтобы еще и еще раз после бесчисленных чудес показать им очевиднейшим образом Свое божество и Свое единосущие с Отцом. Чтобы они не поколебались в вере во время страданий Его, которые уже приближались, но уразумели и поняли, что Он страдал и умирал за грехи мира добровольно, и с дерзновением проповедовали о Нем людям. Что Он истинно Единородный Сын Божий, Творец мира видимого и невидимого.

Ветхозаветные пророки Моисей и Илия явились со Христом, чтобы засвидетельствовать апостолам, что Иисус Христос есть предвозвещенный издревле пророками истинный Мессия, Спаситель мира, обладающий живыми и мертвыми, а также для убеждения учеников в настоятельной необходимости страданий и смерти Его для искупления мира. Они явились в небесной славе для того, чтобы уверить учеников и всех последователей Христовых, что за их приверженность, любовь к Богу и людям, за подвиги на земле их ожидает такая же или еще большая слава, как учеников и друзей Христовых.

Человек — богоподобное существо. Человек носит в себе частицу Божественного света, частицу Божества. Нам сроден свет Его Божества, и не случайно о нем так тоскует душа человека. Свет этот можно приобрести, умножить. Можно постоянно пребывать в нем, если того мы сами пожелаем. Путь к этому — через богообщение, через терпеливое и неуклонное шествие человека навстречу божественному снисхождению.

Господь делает первым шаг в нашу сторону. Наше желание и наше усилие играют решающую роль в деле богообщения. Только в нем мы обновляемся, совершенствуемся, преображаемся. Чтобы достигнуть своего преображения, человек должен иметь любовь и добрые дела. Человек трудом своим созидает свое преображение и обновление. А Господь, идя навстречу доброму волеизъявлению, посылает благодатную помощь и дар Святого Духа. При Его обильной помощи и совершается наше спасение.

Что же такое Преображение Господне, ставшее идеалом нашего человеческого просветления, или преображения, и зачем понадобилось Господу Богу, Творцу мира, живущему во свете неприступном, преображаться пред свидетелями — Своими учениками и апостолами? Святое Евангелие устами богоглаголивых апостолов так говорит об этом преславном событии. Христос, взяв трех учеников: Петра (как первого по вере), Иоанна (как первого по любви) и Иакова (как первого в терпении и верности), взошел на гору помолиться. «И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). Какова же цель Преображения Господня? На этот вопрос дает ответ одно из церковных песнопений — кондак праздника: «...Ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Святые ученики увиденное проповедуют миру. Бог — это Свет, свидетельствует Божественное Откровение, «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:9, 4-5).

Бог, живущий во свете неприступном, являет Себя миру, людям. Свет Его Божества осиял некоего гонителя христиан Савла на пути в Дамаск, Савла, ставшего затем ревностным апостолом и проповедником Евангелия и принявшего за проповедь о Христе мученическую кончину. Явил Господь Свой свет и славу первомученику архидиакону Стефану. Видевшие его и слушавшие его замечали, что лицо его сияло и он был подобен Ангелу. Грешникам же нет места на Фаворе небесном. Достойными участниками будущей вечной славы явятся те, которые в настоящей жизни преобразуются духом по образу Преобразившегося на Фаворе. Это те, которые преобразовывают свой ум непоколебимой верой так, что он делается умом Христовым, мыслят и рассуждают, как учит святое Евангелие, твердо стоят в истине и отвращаются всякой лжи и неправды. Это те, которые преобразовывают свою волю так, что она становится послушной одному святому Евангелию и никто, а равно и ничто не может отклонить ее от исполнения заповедей Господних. Это те, которые преобразовывают свое сердце так, что в нем пребывает искренняя, пламенная любовь к Богу и ближнему и она живет и дышит единым Господом и упованием вечной жизни. Это те, которые преобразовывают и самые свои внешние чувства так, чтобы они не служили греху и беззаконию, но правде и святыне.

Господи! Молитвами Пречистой Твоей Матери да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный. Не лиши нас последнего преображения, когда по Твоему неложному обещанию праведники воссияют, как солнце, в Царствии Отца Небесного. Аминь.