“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Рождество Пресвятой Богородицы

8 сентября (21 сентября по новому стилю) Церковь молитвенно празднует Рождество Пресвятой Богородицы.

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

150-летие со дня прославления иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской

1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская.

Рождество Христово

Егда в мире есмь,  свет есмь миру (Ин.9:5).

 Это было очень давно, сотня поколений за это время сменила друг друга, более двух тысяч лет назад на земле родился Иисус Христос, истинный Бог и истинный Человек. Родился в Вифлееме, небольшом городке близ Иерусалима, в пещере-хлеву, зимой, в декабре месяце. Здесь нашли прибежище Богородица и святой Иосиф Обручник. Пришли они в Иудею, исполняя повеление кесаря Августа о переписи населения. Их тихая жизнь проходила в галилейском селении Назарет, но, как ведущие своё происхождение от Давида, они должны были записаться в списки переписи в Вифлееме. Все дома и гостиницы в городе были переполнены людьми, так же пришедшими на перепись. Хорошо ещё, что нашлась пещера, где воздух согревали своим дыханием домашние животные. Здесь и родился Богомладенец. Ангелы возвестили пастухам об этом чуде, звезда привела восточных царей на поклонение Иисусу Христу. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2:14), - пели ангельские воинства. Это было действительно торжество, и сегодня через столько лет мы причащаемся этого торжества, если потрудились в своей жизни для этого. А если мы недостойны? Пусть нас устрашит пример Ирода, убившего 14 тысяч младенцев только из-за того, что не давало ему покоя празднуемое нами событие Рождества.

 Как же нам подготовиться к встрече Рождества? Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил об этом в проповеди на этот праздник так: «У нас в старину на Святой Руси был прекрасный, истинно христианский обычай: перед наступлением великих праздников благочестивые предки наши, мужья и жёны, обходили темницы и дома бедных и делились с ними от своих избытков; и так как это делалось во славу Божью, во исполнение Божьей заповеди, то милость принималась охотно, без чувства огорчения. Что нам помешало бы в настоящее время держаться святого обычая наших христолюбивых предков?»

 Праведный Иосиф в этой истории как-то находится в тени Богомладенца и Богородицы. Но это и его праздник, ведь и он совершил подвиг веры, великий подвиг. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. (Мф. 1:19). Но как же он не послушался богооткровенного закона, который повелевал: Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти (Втор. 22:23-24). Он не стал исследовать обстоятельства, святой Иосиф без сомнения прекрасно знал закон, и если бы его исполнил, то имя святого Обручника находилось бы в истории рядом с именем Ирода. Хорошо помнил праведный Иосиф и историю с жертвоприношением Авраамом Исаака: И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.(Быт. 22:1-2). Иосиф Обручник помнил и обетования данные Господом Аврааму после его испытания. Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего (Быт. 22:16-18). Тут кроется какая-то тайна. Святой Иосиф согрешает и за это прославляется как святой, нарушает закон и за это приобщается к благодати. Правоту его подтвердил Тот, Кого он должен был по закону обречь на смерть, Господь Иисус Христос. Вспомним повествование Евангелия от Иоанна, когда приступили к Сыну Человеческому книжники и фарисеи, ведя женщину: сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин. 8:4-7). Какой праведности должен быть человек, чтобы подняться выше Закона в ветхозаветное время. По Преданию Креститель Господень Иоанн стоял на рубеже двух заветов, но, видимо, на этом рубеже было несколько человек, в том числе и святой Иосиф Обручник. Он достиг такой меры смирения и любви, что прозревал уже гораздо далее закона и не побоялся нарушить его.

 Дай Бог и нам не быть нарушителями закона, не быть ревнителями закона, но исполнять его не по букве, а по духу. Это всегда очень сложно: не превратиться в фарисея, каждый раз на вопрос Господа в нашей жизни искать истину (а ведь, когда наша жизнь требует нравственного выбора, это тихо спрашивает наше сердце Господь). Но в этом и заключается праведность – исполнять Волю Божию в самых сложных и в самых приторно сладких обстоятельствах, а не бросать в лицо ближнему булыжник стереотипов, форм поведения принятых всеми, слабости человеческой. Святой Иосиф назван праведным, он был почти один такой во время начала летоисчисления от Рождества Христова, поэтому его жезл и процвел.