“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Рождество Пресвятой Богородицы

8 сентября (21 сентября по новому стилю) Церковь молитвенно празднует Рождество Пресвятой Богородицы.

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

150-летие со дня прославления иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской

1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская.

Рождество Пресвятой Богородицы

«Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо воссия Солнце Правды
Христос Бог наш и, упразднив смерть,
дарова нам живот вечный»

(Тропарь праздника)

Такими словами святая Церковь изображает значение празднуемого события – рождества Пресвятой Богородицы. Когда родится обыкновенный человек, этому событию радуются, главным образом, родители и близкие. Они не знают, кем он станет, какую пользу принесет людям, что доброе совершит за свой земной путь, но они радуются, ибо в мир вошел новый человек. Сегодня же святая Церковь свидетельствует, что рождество Девы Марии принесло радость не только ее родителям - праведным Иоакиму и Анне, долго и терпеливо ожидавшим благословения Божия, а «всей вселенней», и объясняет причину этой всеобщей радости: «Из тебе бо, – то есть от Пресвятой Девы, – воссия Солнце Правды Христос Бог наш». Дело в том, что после грехопадения первых людей, земля как бы оторвалась от неба. Благодатная живая связь с миром горним нарушилась. Падший человеческий род оказался, как бы в бескрайней пустыне, один на один с собой, с собственным бессилием и незнанием истины. Все человечество погрузилось в невежество и ложь. Изображая людей древнего мира, святой апостол Павел говорит, что они «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам и четвероногим, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию – ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим 1:21-23, 25). Ложная же вера приводила к греховной, нравственно извращенной жизни. Язычники дошли до таких пределов падения, что восстание для них казалось уже невозможным. И сами они предались «постыдным страстям» и подражающих им одобряли» (Рим. 1:26-32). Была непроглядная ночь. Люди в темноте потеряли дорогу, не знали куда идти, где искать спасение. И вот, среди этого духовного мрака, ради святой и добродетельной жизни праведных родителей Иоакима и Анны, Бог дарует им дивное чадо, поднимается светлая заря – рождается Пречистая Дева, предвозвещающая Собой восход истинного Солнца Правды – Христа Бога нашего. Родилась Та, Которая от утробы матери своей была исполнена Божественной благодати, Которая в пути своей жизни стяжала глубочайшее смирение и чистоту, воспитала в себе всякую добродетель и всем сердцем возлюбила Бога. И, благодаря таким исключительным качествам Пресвятой Девы, Бог в Ней стал человеком, а она стала матерью Бога, честнейшею херувимов и славнейшею без сравнения серафимов (то есть высших ангелов).

Проявлением от Бога величайшей милости и любви к падшему человеческому роду - стало рождение Сына Божьего. Божественное откровение говорит нам, что изначально человек был сотворен Богом для счастливой жизни в постоянном общении с Ним - Источником благ и миром горним; «…не много (человек) был умален перед Ангелами, увенчан славою и честью, поставлен владыкою над делами рук Божиих» (Пс. 8:6-7). Если бы человек пребыл верен своему назначению, то и не лишился бы этих даров. Но он, нарушив заповедь Божию – исказил замысел Творца о себе и подвергся осуждению и проклятию, или отчуждению от Бога. Эту клятву и разрушил, снял Бог через «неслитное, неизменное, неразлучное и нераздельное соеденение» (как было установлено на Халкидонском Вселенском Соборе) с человеческой природой, воспринятой от Пречистой Девы Марии. Своим учением Он открыл людям тайны Божественного смотрения, указал путь к Небу, Своим земным подвигом Он упразднил ту преграду, которая отделяла человека от Бога, ввел всех нас в любовь Небесного Отца и испросил всем нам Его благословение. И, естественным следствием чего, стало и уничтожение смерти, которую Бог не создавал, но, которая вошла в мир по вине падшего человека, удалившего себя от Источника жизни - Творца.

«И, упразднив смерть, – поет дальше святая Церковь в тропаре, – дарова нам живот вечный». До явления в мир во плоти Христа Спасителя смерть была страшна. Проходя земной путь в скорбях и болезнях, человек умирал, разлучаясь с телом, обречен был душой уходить во ад (не имея возможности войти в обители предначатия блаженного бессмертия). Даже люди праведные перед своей кончиной с печалью говорили, что они сходят во ад (Быт. 42:38). Но пришел на землю, воплотившийся Христос, реализовав в своей жизни замысел Творца о человеке - исцелил в себе человеческую природу, пострадал за человечество: плотью умер на Кресте, а душой сошел во ад и вывел оттуда всех тех, кто верил, что милосердный Господь и в преисподнюю сойдет и выведет оттуда их души (Пс. 15:10) и избавит их от власти тьмы (Ос. 13:14). Своим воскресением Господь наш Иисус Христос победил, имущего державу смерти, падшего ангела - духа злобы, отца лжи, державшего все человечество в заблуждении, и открыл людям путь к жизни вечной. Для рождения в эту жизнь новую, духовную, святую Он ниспослал нам Всесвятого Духа. Средством же для укрепления в этой духовной жизни и самого соединения с Ним, Он даровал нам в снедь Божественное Тело и Божественную Кровь в таинстве святого Причащения. Теперь каждый из нас, кто духовно родился в купели святого Крещения, кто всем сердцем верует в Сына Божия, кто постоянно причащается животворящих Тайн, соединяясь самой тесной связью с Богочеловечеством Христа, кто с терпением и с любовью понуждает себя к исполнению заповедей Божиих и в нарушении последних от всего сердца кается - тот освобождается от древнего осуждения и вечной смерти. Для него смерть телесная - есть только переход из земного временного бытия в вечное блаженное жительство небесное.

Как мы понимаем, дорого для нас наше спасение, дороги и те лица, которые послужили его совершению, и, прежде всех, Пресвятая Дева. «Никто не знал, – говорит Критский святитель Андрей в своем «Слове на Рождество Богородицы», – как исправить природу человеческую и посредством чего удобнее было бы возвести ее к первому достоинству, доколе не благоволил Художник всего Бог открыть нам другой стройный и новосоставленный мир, уничтожив издревле вторгшуюся язву греха, породившего смерть, и даровав нам дивную, свободную и совершенно бесстрастную жизнь... Но как сообщилось бы нам это великое и преславное благо,... если бы Бог не явился нам во плоти?... А как все это могло бы прийти в исполнение, если бы прежде не послужила таинству Чистая и Неприкосновенная Дева.... Эта Дева есть Богородица Мария... Сын Ее Бог». Но Она Матерь не только Богочеловека, а по благодати Матерь и всех нас, православных верующих. Если Ее Сын, наш Господь, называл нас Своими братьями, то и Она верных Ее Сыну примет к Себе, как Своих чад. В Ее лице мы имеем неусыпающую Молитвенницу и в предстательствах о нас пред Богом непреложное Упование. Поэтому и радуемся мы всем православным миром этому светлому празднику Рождества Пресвятой Богородицы.

Сознавая величие события сегодняшнего дня, кто из православных верующих не поспешит на этот праздник, кто не принесет Пречистой Деве приятных даров, подобных ее свойствам души: смирение, (являющееся матерью всех добродетелей), чистоту и любовь.

Приидите же, все верующие, поклонимся нашей Небесной Заступнице и в духовной радости воззовем к Ней «Радуйся, Еюже радость воссияет; радуйся, Еюже клятва исчезнет; радуйся, падшего Адама воззвание...радуйся, Звезда, являющая Солнце,., радуйся, Еюже обновляется тварь... Радуйся, Невеста Неневестная» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос 1).