“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Рождество Пресвятой Богородицы

8 сентября (21 сентября по новому стилю) Церковь молитвенно празднует Рождество Пресвятой Богородицы.

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

150-летие со дня прославления иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской

1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская.

Слово на Преображение Господне

Сегодня мы празднуем преславное Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, которое произошло на горе Фаворе в Палестине.

Христос Спаситель взял с собою только трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и взошел с ними на Фаворскую гору.

Промыслом Божиим случилось так, что ученики заснули. Когда они проснулись, то увидели Господа Иисуса совершенно изменившимся: лицо Его сияло, как солнце, а одежды Его сверкали и были белыми, как снег. И два мужа стояли и беседовали с Ним. В этих двух мужах Апостолы без труда узнали давно отошедших из этой жизни великих Пророков Божиих Моисея и Илию.

Когда-то Господь сказал Моисею: «Ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени» (Исх. 33, 17).

Почему так сказал Господь Моисею? Потому что он самоотверженно любил свой народ. Его народ сделал великий грех – стал поклоняться золотому тельцу, а Моисей молился Господу: «Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал [меня]» (Исх. 32, 32).

Господь не изгладил его из Своей книги и простил народу этот грех.

Тогда Моисей приобрел большее дерзновение и говорит Богу: «Яви мне славу Твою». Но этой просьбы Господь тогда не исполнил. Он сказал: «Вот место у Меня: стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а Лице Мое не будет видимо [тебе]» (Исх. 33, 21-23).

И вот прошли многие сотни лет, и на горе Фаворе Господь призвал к Себе того же самого Моисея и явил ему ту славу, которая сияла в Божественном и Несотворенном Свете Преображения.

В основе жизни Пророка Божия Илии лежало правило, о котором он сам говорил так: «Возревновал я о Господе, Боге Саваофе» (3 Цар. 19, 10). Он очень скорбел о том, что люди отходят от Бога, и делал все возможное, чтобы люди снова обратились к Богу. Это и означает – «Возревновал я о Господе Боге». И, видя, что те великие чудеса, которые он силою Божией сотворил для людей, все-таки не обращают сердца человеческого к Богу, он сказал: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою» (3 Цар. 19, 4). И через некоторое время Господь приблизил к Себе Пророка Илию на горе Фаворской, поставил его в Фаворском Свете и показал ему всю славу Свою.

Господь рассказал обоим Пророкам – и Моисею, и Илии, причем так, что Апостолы слышали о том деле, которое Он хотел совершить на земле: о Своих Крестных страданиях и Воскресении.

В Фаворском Свете сияет нам неизреченная красота Божия, и в этой, собственно, красоте заключается неизреченная любовь Божия к людям, готовая снизойти даже до крестных страданий, чтобы избавить людей от вечных мук.

Свет Фаворский – Свет Божественный! Те, кто видел этот Свет, сами находились в состоянии освящения Пресвятым Духом. Они видели Господа (Свет этот может видеть только тот, кто исполнен Духа Святого), а кроме того, они слышали еще голос Отца Небесного, сказавший: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5; Мк. 9, 7; Лк. 9, 35).

Святые Апостолы были приняты в общение со Святой Троицей и прикоснулись к Божественному и Несотворенному, естественному для Божества, Свету. Они познали тайны самоотверженной любви Божией к людям.

Святая Церковь по этому случаю поет так: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху» (т. е. в такой степени, в какой они могли увидеть этот Свет). «Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное…» (тропарь и кондак праздника).

Таким образом, Апостолы были приготовлены к будущим страданиям и имевшему последовать за ними Светлому Христову Воскресению.

Для нас Воскресение Христово уже находится в прошлом. А что же в будущем?

В будущем по неложному обетованию Самого Господа нашего Иисуса Христа мы чаем того, что, подобно тому как Христос на горе преобразился и Своих учеников осиял Своим Божественным Светом, так преобразуется и весь наш мир, волнующийся сейчас необыкновенными страстями; мир, в котором народы воюют между собой или готовятся к этой войне. Христос преобразует этот мир в иной, в котором обитает Бог вместе с людьми. В откровении святого Иоанна Богослова он называется Новым Иерусалимом, Скинией Бога с человеками (Откр. 21:2-3). Вот наше обетование, наша надежда. Имея эту надежду, мы должны всем сердцем возлюбить Господа и исполнять заповеди Его, чтобы быть готовыми войти в Горний Иерусалим, в Царство Небесное. Вот о чем учит нас праздник Преображения Господня. Вспоминая и совершая этот праздник, мы молимся: «Да воссияет и нам, грешным, Свет Твой Присносущный…»