“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря Святая Церковь воспоминает события приведения Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил

21 ноября (8 ноября по старому стилю) празднуется Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил.

Чины Небесные по данной от Бога благодати имеют разные служения и разные наименования (серафимы, херувимы, престолы и прочие чины), ...

Димитриевская родительская суббота

В субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского совершается заупокойное поминовение всех усопших православных христиан.

СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРП. ВАРНАВЫ ГЕФСИМАНСКОГО

Сего ради и ныне молим тя,
не остави нас, утешительный отче,
небесною любовию твоею.
(Кондак прп. Варнавы)

19 июля Святая Церковь празднует память Собора Радонежских святых, к лику которых в 1995 году причислен преподобный и богоносный отец наш Варнава Гефсиманский.

Родился он в Тульской губернии в православной семье крепостных крестьян, родители с детства приучали его к благочестивой жизни. Когда он был отроком, всю его семью продали другому помещику и они, оторванные от родных мест, переселяются в Нару Фоминскую Московской губернии. Казалось бы, такая несправедливость, но Господь всё устраивает ко благу, на новом месте он встретил старца Геронтия, который стал его духовником и окормлял до самой своей смерти, он очень сильно повлиял на духовную жизнь юноши, на принятие им решения послужить Богу в монашеском звании. В 1851 году Василий (мирское имя преп. Варнавы) поступил в Троице-Сергиеву Лавру, было ему 20 лет. Он исполнил своей жизнью народную мудрость, что лучше принести Богу огнь юности, чем хладный пепел старости. Вскоре Василий переселяется в Гефсиманский скит, его влекла жизнь уединённая, а в Лавре всегда был наплыв паломников. В скиту он встретил второго своего духовного отца монаха Даниила.

В 1857 году Василий был принят в послушники скита. И отец Геронтий (в схиме Григорий) и отец Даниил умирая, благословили молодого послушника на старческое служение, хотя он отказывался от него, ссылаясь на то, что не готов к ней. 20 ноября 1866 года Василий был пострижен в монашество с именем Варнава, что значит сын утешения, дитя милости. Ещё до пострига он стал духовником многих, всё больше народа стремилось попасть к нему. В 1872 году преподобный был посвящён в иеромонаха. Можно задать справедливый вопрос, почему так долго ждали? Возможно, это следствие того, что прп. Варнава не имел образования: за своё недолгое обучение в школе псаломщиков он выучился только читать и, видимо, немного писать. Для того времени достаточно для крепостного, но не для монаха скита Лавры, поэтому, видимо, долго не постригали и не рукополагали. Вскоре после посвящения в священноиноки прп. Варнаву назначили народным духовником Пещер Гефсиманского скита (1873 год), а затем в 1890 году и братским духовником братии.

Как проходила жизнь старца, многочисленные случаи его чудесной помощи, прозорливости и материальной поддержки можно узнать из книги архим. Георгия Тертышникова о прп. Варнаве. О. Георгий при написании своего труда использовал всю литературу и известные архивные документы о старце; это исследование стало программным при канонизации преподобного. Необходимо упомянуть и о создании под руководством и при непосредственном участии старца Иверского Выксунского женского монастыря. Преподобный, таким образом, исполнил завет своего старца схимонаха Григория об устройстве женской обители. Впоследствии в ней приняла монашество мать старца. Скончался прп. Варнава 17 февраля 1906 года у аналоя, принимая исповедь. Похоронили его в пещерах Черниговского скита, но после революции, чтобы сохранить могилу от осквернения останки старца перенесли на городское кладбище, где они и были обретены после прославления. И сегодня множество людей спешит к мощам прп. Варнавы ища помощи и утешения в различных нуждах, по вере люди получают просимое от близкого к Богу и к нам грешным почившего, но оставшегося живым у Бога преподобного Варнавы Гефсиманского.

Остановимся подробней на одном удивительном периоде из жизни старца: он почти 15 лет ждал монашеского пострига, с 1851 по 1866 годы, из них первые пять он даже не был отпущен на свободу помещицей, и только в 1857 году был зачислен в послушники. Имя барыни, которая дала ему вольную нужно обязательно упомянуть, - княгиня София Степановна Щербатова. Будь она не столь боголюбивой, могла бы заставить полезного в хозяйстве юношу-слесаря Василия жениться, или до самой отмены крепостного права держать в своих вотчинах, не отпуская в монастырь, а это ещё 10 потерянных лет. Пятнадцать лет прожил в монастыре прп. Варнава без пострига. Можно вспомнить, приводя параллель, жизнь послушником в Оптиной пустыни прп. Гавриила Седмиезерского. Он также был из крестьян, как и юный Василий, так же был любим всеми, жил в то же время (родился в 1844, а прп. Варнава в 1831 году) и ушёл в монастырь так же совсем молодым, в пустыни был близок к старцам, как и Василий в Лавре. Но он не выдержал испытания ожиданием пострига. На его глазах постригли сначала 12, затем 20, и, наконец, 40 послушников, а его всё обходили с постригом, боялись, что став монахом он уйдёт из пустыни. И он не выдержал… Не посоветовавшись со старцами, продал свои вещи и уехал в Высоко-Петровский монастырь, где его сразу постригли. Но как же он жалел после о своём уходе из благословенной Оптиной в московский монастырь, захлёстываемый мирской суетой со всех сторон, сколько он потом выплакал ночей.

Господь в одной из своих проповедей говорит: «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф.6:28-29). Мы часто заботимся о внешних облачениях, забывая наполнить их изнутри смыслом, и от этого так глупо выглядим, когда получаем эти одежды, которых недостойны, которые сшиты не по нам. Возможно, причиной, по которой прп. Варнава не поддался искушению уйти из Лавры куда-то далеко, пусть в монастырь, но новый, где признают его таланты, где быстро постригут и там он может стать священником; причиной того, что даже о брани такой мы не встречаем упоминания в его житии, был его покров молитвами старцев: «Много, - говорил не раз он, - пришлось мне перенести скорбей и напраслин в жизни. Не знаю, перенёс ли бы я их, если бы не поддержка со стороны моих старцев-наставников» [цитата по Георгий (Тертышников) архим., Преп. Варнава старец Гефсиманского скита, - издат. Троице-Сергиевой Лавры, - 2006, с.26]. Даже если предположить, что в жизни послушника Василия не было искушений уйти из скита и Лавры в другое место, то, вероятно, враг не нападал такими помыслами, лишь зная точно, что все они будут отражены откровением помыслов старцам. Действительно очень не многие при больших духовных талантах сохранены от больших амбиций, и без внешней старческой помощи не отступают от места, где они первый раз положили поклон настоятелю. Многим из нас очень полезен пример пятнадцатилетнего ожидания прп. Варнавой своего пострига, этот пример терпения полезен не только в монастыре, ведь, и в миру так часто не хватает терпения при избытке своеволия.