“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Рождество Пресвятой Богородицы

8 сентября (21 сентября по новому стилю) Церковь молитвенно празднует Рождество Пресвятой Богородицы.

День памяти святых преподобных Антония и Феодосия Печерских

15 сентября Церковь молитвенно празднует день памяти основоположников монашеского жительства на Руси.

150-летие со дня прославления иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской

1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года прославлена икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская.

Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Архангельския силы Христе,
Престолу предстояще Твоему,
молятся о роде человечестем.
Тех убо мольбами,
языков дерзость низложи,
мир всем верным подая.

(стихира праздника на стиховне гл.6)

Дорогие братья и сестры, сегодня мы торжественно чтим все Небесные и бесплотные Силы во главе с Архистратигом Божиим Михаилом. Из книги Иова известно, что Ангелы Божии были созданы до сотворения человека: «Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангелы Мои» (Иов. 38,7). Небесных сил больше, чем людей. В Апокалипсисе сказано, что тьмы тем и тысяча тысяч Ангелов восхваляют Бога (Откр. 5,11). Они как чистейшие и святые духи, непрестанно созерцая Лицо Отца Небесного, немолчно славословят неисповедимое Его величие и от Престола Его благодати ниспосылаются на землю в дольний мир к бедствующему человеку.

Служение Ангелов заключается, во-первых, в славословии Господа Бога и Творца, во-вторых, в служении роду человеческому, как говорит святой апостол Павел: «Не все ли они (ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1, 14). По учению Святой Церкви Ангелы Божии разделяются на девять чинов, которые, в свою очередь, делятся на три иерархии: высшую, среднюю, низшую. К высшей иерархии относятся: шестокрылые Серафимы, многоочитии Херувимы и богоносные Престолы. К средней – Господства, Силы и Власти. К низшей — Начала, Архангелы и Ангелы. Хотя число Ангелов крайне велико, но Архангелов только семь. Первым из них Святая Церковь признает Архангела Михаила. Он первый восстал против Денницы (сатаны), когда тот в гордом безумии ополчился на Вседержителя. Известно, что эта первая ужасная брань кончилась низвержением Денницы с неба. Имя «Михаил» в переводе с еврейского означает «кто как Бог».

Второе место в ряду Архангелов принадлежит Гавриилу (сила Божия). Он принес благовестие Пресвятой Деве Марии о бессеменном зачатии Ею Самого Сына Божия. Имя третьего - Рафаил означает (исцеление Божие). Четвертый – Уриил (свет или огонь Божий). Пятый Архангел – Селафиил есть верховный служитель молитвы. Шестой Архангел – Иегудиил (хвала Божия). Седьмой Архангел – Варахиил (благословение Божие).

Ближе всех к нам Ангел-хранитель. Он при крещении дается каждому человеку для хранения его, как сказано в псалме девяностом: «Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих» (Пс. 90, 11).

Слово «ангел» означает «вестник», они – светы вторые. Находясь в непосредственной близости к Богу, Ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовью Творца вселенной к Своей твари. Некий Божественный свет свободно льется через них, и Ангелы, свободно воспринимая его и раздробив на множество прекрасных лучей, отдают людям, способным к его восприятию. И вот в этом отраженном сиянии, приумноженном и радостнотворном, приносящем жизнь, мы познаем Бога.

Святитель Кирилл Александрийский говорит: «если наша земля это как бы точка между мирами, носит на себе такое бесчисленное множество людей и всяких существ, то во сколько раз больше имеет в себе обитателей невещественное небо, великое и необъятное никаким умом?» Ангелы имеют духовную, невещественную, тонкую, бессмертную природу, но ограниченную, не такую, как Сам Господь, Дух – всюду сущий и единый, безначальный и все наполняющий. Он словом Своим освятил Ангелов, утвердил их непадаемо Духом Святым за их непреклонность злу. Они полны красоты, святости, премудрости, силы, бессмертия, пламенной любви к Богу и к людям, коих они желают иметь своими вечными согражданами в стране вечного света и нетления, мира и радости.

Из жития преподобного Сергия Радонежского известно, что он служил с Ангелами и наверняка их видел. Вообще, по учению Церкви, Ангелы во время Божественной Литургии сослужат и помогают священникам. Ангелы везде с нами и нечистое место для них – там, где совершается грех.

Некий монах имел благодать видеть Ангелов, один из которых сопровождал его в путешествии. Однажды монах увидел разлагающийся труп убитого человека и заткнул нос. То же сделал и Ангел. Когда монах спросил его: «Неужели вы тоже чувствуете запах?». Он ответил: «Нет, но мы чувствуем зловоние грехов». Видимо, этот умерший был большой грешник. Если мы живем благочестиво, если наши мысли чисты, то в сердце нашем - божественная благодать, привлекающая Ангелов. Когда грешим не только действием, но и помыслами, тогда духовный смрад отгоняет от нас Ангелов. Поэтому нужно помнить всегда слова апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, зане супостaт вaш диaвол, яко лeв рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1 Пет. 5,8).

Будем же, братия и сестры, зорко следить за своим поведением и соблюдать заповеди Божии. По мнению учителей Церкви, человек создан, чтобы восполнить число отпавших Ангелов. А для этого подумаем, как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как еще здесь на земле мы должны заблаговременно подготавливать себя к сожитию с Ангелами, к вхождению в их светлое и святое собрание. В тот их Собор, который мы с вами ныне так торжественно празднуем.