“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

День празднования Боголюбской иконы Божией Матери

1 июля (по новому стилю) Святая Церковь установила молитвенное празднование в честь Боголюбской иконы Божией Матери, одной из древнейших чудотворных икон России.

Благоустройство зеленой зоны

Продолжаются работы по благоустройству прилегающих территорий.

Перенесение мощей св.блгв.кн. Игоря Черниговского и Киевского

18 июня (5 июня по старому стилю) Церковью молитвенно воспоминается перенесение честных мощей святого Игоря Черниговского и Киевского. В нижнем храме Боголюбской Киновии, освященном в честь благоверного князя страстотерпца, в этот день служилась Литургия,...

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Во святых святая, Святая и Непорочная,
Святым духом вводится и святым Ангелом питается,
сущи святейший храм Святаго Бога нашего…

(из стихиры праздника)

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — двунадесятый праздник, который Русская Православная Церковь отмечает 4 декабря (по новому стилю). 

Начиная рассказ о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, стоит отметить, что сведений о нем в канонических Евангелиях мы не найдем, но о нем нам говорит Церковное Предание (которое почитается наравне со Священным Писанием), и проповедях святых отцов Церкви. Главным событием праздника является история приведения в Иерусалимский храм Пресвятой Богородицы ее родителями, праведными Иоакимом и Анной. 

Долго не имея детей, праведные супруги дали обет – если у них родится ребенок, они посвятят его Господу Богу. Господь услышал молитвы Иоакима и Анны. Когда супруги прожили вместе уже около пятидесяти лет, Он даровал им ребенка – родилась дочь, которую они назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа», «надежда»). В дальнейшем Марии предстояло стать Госпожой и Надеждой всех веривших и ожидавших Мессию. По отцу Божия Матерь происходила из колена Иудина, из рода царя Давида, (И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его… Ис. 11, 1,) а по матери происходила из колена Левиина, рода Аарона. Таким образом, сбылись ветхозаветные пророчества, касающиеся будущего рождения Мессии, – ведь Он должен был произойти из царского и священнического родов одновременно.

После рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали еще один обет – как только их дочь научится ходить, отдадут Её на послушание в храм Божий. Это событие произошло, когда Марии исполнилось три года. Родители привели дочь к храму, где Ее торжественно встречали непорочные девы с зажженными светильниками. Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати ступеней. Мария без посторонней помощи поднялась по всем ступеням, а навстречу Ей вышел первосвященник. Здесь Предание Церкви сообщает нам о том, что этим первосвященником был праведный Захария — отец святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Мария была введена в Святая святых — центральное место Иерусалимского храма. 

Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы – пребывания при Иерусалимском храме, продолжавшегося до достижения двенадцатилетнего возраста, после чего Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была поручена заботам праведного Иосифа Обручника. Священное предание гласит, что Господь Сам указал на него в качестве будущего обручника и защитника Богоматери. Храмовые священники собрали двенадцать мужчин из рода царя Давида, положили их посохи на жертвенник и молились, чтобы Бог указал на того, кто Ему угоден. Затем первосвященник отдал каждому его посох. Когда он отдал жезл Иосифу, из посоха вылетела голубка и села Иосифу на голову. Тогда первосвященник сказал старцу: «Божиим избранием тебе указано принять эту Деву Господа, чтобы хранить Ее у себя». После этого Богоматерь поселилась в доме Иосифа. 

Во святом доме Божием Богоотроковица непрестанно упражнялась в молитве, в чтении Священного Писания, рукоделии. По свидетельству Иосифа Флавия, вокруг храма были построены особые помещения, где жили девы, посвященные Богу, и благочестивые вдовицы. Протоевангелие Иакова говорит: «Жила же Мария в церкви, как голубь питаемая, и принимала пищу от руки ангела; и была Она до 12 лет в церкви Господней». Святитель Андрей Критский обращает внимание на то, что для молитвы Деве Марии «не возбранялось входить во Святая Святых... Пришедши в больший возраст и навыкши Писанию и рукоделию, Она более упражнялась в молитве, нежели в рукоделии: для Нее было обычным целые ночи и значительную часть дня проводить в молитве. Поэтому Она большее время Своего жития в храме провела за второй завесой, во внутренней скинии на молитве». 

Вхождение Девы Марии в Святое Святых знаменует собой окончание действия ветхозаветного закона. Завершается ветхозаветный период Священной истории, он пройден. Неколебимая вера патриархов, самоотверженная жертвенность пророков, неугасимая надежда праведников — все усилия тех, кто созидал Священную историю Ветхого Завета, достигли своей цели. Господь вершит нечто принципиально новое. Иерусалимский храм, главная святыня Ветхого Завета, исполнил свое предназначение. Его святость наследует трехлетняя отроковица. Она становится «священным сокровищем Славы Божией», «селением небесным», «одушевленным Божиим кивотом»… Так предъображается тайна грядущего Боговоплощения, когда Божественное соединится с человеческим, полнота Божества снизойдет в мир. Но Введение не только предъображение, знамение грядущего, но сама возможность воплощения Бога Слова, преображение человеческого естества, обретение им способности воспринять Божественную природу, Деве Марии стать Богородицей. Вершится таинство Нового Завета: уже не Святое Святых храма, но Дева; не камни храма, но Человек; не закон, но Благодать…

Блаженный Иероним пишет: «Если бы кто спросил меня, как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

История праздника прекрасный пример для отцов и матерей, для их детей, пример который преподали нам Святые праведные Иоаким и Анна, вверив воспитание их чада в руки Божии. И задумаемся о словах Святителя Луки (Войно-Ясинецкого): «Если Пресвятая и Пречистая Божия Матерь уже с трехлетнего возраста была посвящена Богу, если дышала всегда фимиамом всенародных молитв во храме Иерусалимском; если дышала Она и фимиамом кадильным, то разве наши дети не нуждаются в этом? Разве не нуждаются наши дети в том, чтобы также дышать фимиамом кадильным, фимиамом народных молитв. Прежде всех других дел помните об этом великом деле, чтобы ваши дети, невинные и чистые дети, восприняли в свои чистые сердца Закон Божий, заповеди Христовы...» 

Так как Пресвятая Дева введена была во храм для воспитания Господу, то скажем о пользе и необходимости посещать храм Божий, как месте нашего воспитания для Небесного Отечества. В образе Девы Марии мы видим совершенно иное отношение к храму Божию. Она не мыслила Своей жизни без храма, как не мыслили свою жизнь без храма подвижники веры и благочестия, потому что для каждого истинно верующего во Христа человека, храм — это, прежде всего, дом Божий, в котором происходит встреча человека с Самим Богом в тех Таинствах Церковных, в тех богослужениях, которые здесь совершаются, и в которых мы едиными устами и единым сердцем молимся: «Пресвятая Богородица спаси нас!»