“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Суббота Акафиста

Во исполнение благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о проведении ночной службы с 3 на 4 апреля, в Боголюбской Киновии отслужена Божественная Литургия.

Молебное пение

Братия и сестры!

Ежедневно в обители совершается Молебное пение «Во время губительного поветрия и распространения заразы».

Принимаем записки на молебен. Оставить требу можно на соответствующей странице.

Объявление

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывает всех архиереев, клириков, монашествующих и мирян Московской епархии к усиленной молитве в нынешних сложных эпидемиологических условиях.

Молитвой «во время распространения вредоносного...

Первое богослужение в Боголюбской Киновии


kinoviya 010714_41 июля, в день памяти Боголюбской иконы Божией Матери, состоялось знаменательное событие. В восстанавливаемой Боголюбской Киновии совершена Литургия – первая с момента закрытия обители, которое произошло 91 год назад. Службу возглавил
Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Ему сослужили Настоятель Гефсиманского Черниговского скита архимандрит Дамиан и братия обители.

По завершении Литургии была отслужена лития на месте братского кладбища Киновии.

Боголюбская Киновия - общежительный монастырь, некогда располагавшийся недалеко от Гефсиманского Черниговского Скита.

В середине XIX века, после основания Пещерного отделения Гефсиманского скита, блаженный Филипп, принявший монашеский постриг с именем Филарет, решил поселиться в небольшой бревенчатой келье, расположенной у северного залива Скитских прудов.

Вслед за старцем Филаретом перешли из Пещерного отделения и его родные сыновья: Порфирий, Игнатий и Василий; на новом месте они служили основателю Пещерного отделения как послушники. Первые насельники будущей Киновии жили в одной келье, чердак которой приспособили под моленную.

Со временем старец Филарет стал просить у митрополита Московского и священноархимандрита Лавры Филарета (Дроздова) разрешения на строительство при келье церкви.

В 1859 г. на средства вдовы М.И. Логиновой рядом с кельей монаха Филарета и его сыновей был возведен каменный двухъярусный храм во имя Боголюбской иконы Божией Матери с престолом в нижнем ярусе в честь святых жен Матроны и Капитолины, имена которых носили, соответственно, храмоздательница и ее дочь. Так образовалось новое подведомственное Лавре монашеское общежитие. Называлось оно первоначально – «Боголюбивая пустынь». Первыми насельниками пустыни были схимонах Филипп и его сыновья.

Постройка каменной церкви невдалеке от Лавры подвигла священноначалие Троицкой обители обратиться к митрополиту Филарету (Дроздову) с прошением разрешить устроить при церкви «отдельную свою киновию» для погребения усопшей лаврской братии, а также странников и богомольцев мужского пола, умиравших в лаврской больнице и странноприимном доме. Предложение обосновывалось теснотой имевшихся кладбищ и наличием подходящего для кладбища сухого и возвышенного места вокруг новой Боголюбской церкви.

Резолюцией от 23 марта 1861 г. митрополит Филарет утвердил предоставленное прошение. Так, 23 марта 1861 г. при церкви Боголюбской иконы Божией Матери на правах общежительного отделения Лавры была учреждена «Киновия усопшей братии Лавры» или «Боголюбовская Киновия». Место для братского кладбища избрали близ самой церкви, с южной стороны; место для погребения странников отвели южнее. Новоучрежденная Киновия имела небольшое число братии; возглавил ее старец Филарет; его сыновья-послушники с одобрения митрополита Филарета были пострижены в монашество с именами Прокопий, Галактион и Лазарь. В 1863 г. Прокопия и Галактиона рукоположили во иеромонаха и иеродиакона.

Тело схимонаха Филиппа погребли в нижнем храме построенной им Боголюбской церкви. Надпись на памятной доске гласила: «На сем месте погребено тело основателя сего храма и Киновии схимонаха Филиппа, родивш. в 1807 году, скончавш. в 1869 г. на 62 году от рождения. Упокой его Господи в Царствии своем».

С кончиной схимонаха Филиппа основанная им пустынь, ставшая затем Киновией, продолжила обустраиваться и даже расширяться. Уже в конце жизни схимонаха Филиппа в Киновии насчитывалось 9 человек братии, число же «неуказанных» послушников и прочих, живущих на испытании, простиралось до 24 человек. Братия и послушники проживали в пяти деревянных келейных корпусах, один из которых имел три этажа; за оградой стояло деревянное здание странноприимной; на скотном дворе содержались семь коров, бык и три теленка.

В 1875 г. на западном краю обители было построено каменное двухэтажное здание трапезной. Между церковью и трапезной возведены Святые врата – главный вход на территорию Киновии для богомольцев. Чтобы подойти к вратам богомольцы должны были по деревянному мостику пересечь залив скитского пруда и затем подняться по ступеням довольно крутой лестницы, устроенной по склону холма, на котором возвышались ворота. В 1907 г. Киновию окружили каменной оградой протяженностью 250 сажен.

Управление Киновией долгое время находилось в руках детей ее основателя: иеромонаха Галактиона, а затем Прокопия. По кончине Прокопия, для введения в Киновии более строгого порядка, управление ею было поручено одному из иеромонахов Гефсиманского скита. Богослужение в Киновии отправлялось чинно, по общему церковному уставу. Одежда и содержание братии отличались скудостью, так как Киновия не имела угодий, и, находясь в стороне от проезжей дороги из Лавры в Пещеры Гефсиманского скита, посещалась, главным образом, небогатыми богомольцами. Не имея денег на извозчика, они шли «к Черниговской» пешком как раз мимо Киновии.

После закрытия обители в 1922 году богоборческим игом были стерты с лица земли все строения Киновии, разорено братское кладбище Лавры, арочный вход и каменная ограда обители, в полуразрушенное состояние приведен храм. Негласным свидетельством об этом являются уцелевшие фрагменты фресок внутри храма.

Практически все склепы и могилы были раскопаны и разрушены, а мрамор с надгробных плит разбивался, и затем из него выкладывали дорогу, ведущую на северо-восток от Киновии. До сих пор на некоторых фрагментах бывших надгробий удается прочитать части слов, фамилий, дат. На кладбище за шесть десятков лет короткой истории Киновии, по самым приблизительным подсчетам, было погребено не менее 800-900 человек.

С 2012 году, спустя 90 лет после закрытия, начались ремонтно-реставрационные работы по восстановлению святого храма Боголюбской Киновии: вычинка и кладка кирпича, штукатурка, замена пиломатериала на крыше, установка нового купола и креста.

И 1 июля 2013 года, в день престольного праздника, была отслужена первая за очень долгое время Литургия.

Для реставрации обители все еще предстоит приложить много сил, и молившиеся за Литургией просили помощи Богородицы в деле восстановления ее святого храма и дальнейшем возрождении монашеской жизни в Боголюбской Киновии.