“Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной”

Свт. Филарет (Дроздов),
митрополит Московский и Коломенский

Оставить отзыв

В данной форме вы можете оставить ваш отзыв о нашем ските.

Читать отзывы

Новости

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 августа, 6 августа по старому стилю, Церковь молитвенно празднует Преображение Господа нашего Иисуса Христа, двунадесятый праздник.

Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня

14 августа (1 августа по старому стилю) начинается Успенский пост. В этот же день Церковью установлено празднование многих значимых событий.

Чин Великого освящения храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери

Великое освящение храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери состоялось 24 июля 2019 года. Чин совершил наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон.

Чин погребения Божией Матери.

no9G aZ5bZgВ Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (монастыре на тот период) Уставом еще с 1645 года было положено совершение надгробного пения на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Отдельный же чин погребения Божией Матери получил широкое распространение в 40-е годы XIX века тщаньями святителя Филарета митрополита Московского.

Он изучил и внес правки в присланное ему митрополитом Фаворским Иерофеем Иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы». Святитель указал совершать Последование в Лавре 15 августа (по старому стилю), а в Гефсиманском Скиту – 17 августа (30 – по новому). Этот день и стал в Гефсиманском скиту престольным, наряду с особым почитанием Страстной седмицы – под Успенской церковью располагался храм в честь Гефсиманского моления Спасителя.

Первым храмом в скиту стала древняя деревянная церковь Успения Божией Матери, перенесенная из учрежденного еще до Смутного времени монастыря близ села Подсосенья. Это обстоятельство, а также расположение рядом Вифании подало мысль назвать скит Гефсиманским. Позднее главным праздником начали почитать третий день по Успении Пресвятой Богородицы, ведь именно тогда ученики Господни лицезрели пустой Ее гроб, открытый для прощания опоздавшего к погребению апостола Фомы, – и тогда было явлено чудо Восхождения Богоматери от земли на Небо.

Святитель Филарет, часто останавливавшийся в Скиту, так говорит в письме к преподобному Антонию, бывшему наместником Лавры в то время: «Праздновать в скитской церкви ближайший после праздника Успения Пресвятыя Богородицы воскресный день хороню тем, что новое частное празднование присоединилось бы к готовому общему празднику… С историей Гефсимании согласно было бы праздновать третий день по дне Успения. Но еще будет время рассудить о сем».

С учреждением Гефсиманского скита и установлением главного его праздника образовалась глубокая символическая связь между этой монашеской обителью, спрятанной от шумного города густым лесом, и Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, как с Иерусалимом, где совершилось Успение Божией Матери.

Положенное святителем Филаретом правило породило благочестивый обычай, по которому многие православные христиане в сам день Успения стремились помолиться в Лавре, а на третий день отправлялись в Гефсиманский Скит.

Одну из главных святынь привез в Скит православный писатель и историк Андрей Николаевич Муравьев. Из иерусалимской Гефсимании им были доставлены два камня. Муравьев в своем письме святителю Филарету пишет: «Что мне сказать вам о сладостной для вас Гефсимании? Говорю для вас, потому, что вы обновили память ее в Лавре: я принесу в новую Гефсиманию два камня, с изсеченными на них крестами, из старой: один из пещеры Гефсиманской для вашей верхней церкви, и другой из пещеры, где молился Господь о миновании чаши, для нижней. Пусть это останется у вас памятью освященных мест и недостойного их посетителя». Один из камней, принесенных Андреем Николаевичем Муравьевым в 1850 году, сохранился до наших дней и пребывает в соборе в честь иконы Божией Матери Черниговской Гефсиманской. Под камнем, вставленным в киот, размещается надпись: «Камень взятый в Палестинской Гефсимании от гроба Богоматери на благословение в северную Новую Гефсиманию».

В том же 1850 году Муравьевым от Патриарха Иерусалимского Кирилла II была привезена грамота с благословением Новой Гефсимании, в которой говорилось: «…Но, что вознесло сердце наше на верх духовной радости, это — сообщенное нам его превосходительством А. Н. Муравьевым отрадное известие, что Ваше Высокопреосвященство, питая крайнее благоговение ко всечестному гробу Владычицы нашел Богородицы во Святой Земле, и желая живее переноситься умом в святую Гефсиманию Иерусалимскую, создали близ святого храма преподобного Сергия церковь в честь Успения Пресвятыя Богородицы, и освятив оную наименовали новою Гефсиманиею…Могущественнейшая и православнейшая держава Всероссийская, содержа ныне в недрах своих новый Иерусалим и новую Гефсиманию, да соблюдает во веки обновляющуюся ревность о благочестии и особенное благоговение ко всечестным и первейшим достопоклоняемым местам при нашем престоле и да продолжает являть неоскудтно Матери всех Церквей державное свое заступление и помощь».

Передавая дары святитель Филарет в сопроводительном письме к преподобному Антонию указывал: «Прилагаемые греческие бумаги дайте в Академию перевесть. Они надобны для скита. Мы боялись осмелиться назвать его Гефсиманнею: теперь Блаженнейший Патриарх называет его новою Гефсиманиею. Да будет сие в благословение скиту».

lzEau4ZCyzA

I4Wa8B7GsJ4

QGNS2FFpk9A

wQShww8RV2w

ib0jMmKV2EU